

Вода в грузной вате снега просит об освобождении. Просит уйти и напоить землю. Но молчаливый лес неприступен.


Дерево-великан на дорожной развилке ещё помнит, как мимо проезжал помещик в бричке. Древнее дерево сурово смотрит на суету и молчаливо терпит боль, что причиняют ему люди.


У поворота на источник.



25 ноября 2018 года здесь были освящены Поклонный крест в память о Казанской церкви, и установленный рядом с ним Памятный знак на месте погребения последнего пустынножителя Рославльских лесов старца Дорофея.
"Некогда Савеево и Николаевское принадлежали помещикам Шупинским. В 1719 году Иван Петрович Шупинский построил в Савеево деревянную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века храм был упразднен и считался кладбищенским. В Николаевском в 1803 году Алексей Иванович Шупинский построил деревянную церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери с двумя приделами: во имя святителей Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского. В ней хранилась и почитаемая икона Казанской Божьей Матери, обретённая чудесным образом недалеко от Савеево в конце XVIII – начале XIX веков.
В 1902 году Казанский храм был перестроен и по убранству не уступал лучшим городским церквям. После революции 1917 года церковь продолжала действовать. В 1924 году за её регистрацию в Смолгубисполкоме прихожане поставили подписи на 14 листах. Но в 1938 году её всё же закрыли и передали под клуб. Во время Великой Отечественной войны церковь сгорела.
По Божьей воле история Казанской церкви оказалась связанной с историей такого уникального явления религиозной и духовной жизни, как пустынножительство, существовавшего на протяжении нескольких веков в Рославльских лесах. По словам смоленского краеведа, уроженца села ДАНИЛОВИЧИ, И.И. Орловского, сведения о жизни и высоких молитвенных подвигах рославльских пустынников дали повод современникам и составителям жизнеописаний старцев называть Рославльские леса русской Палестиной. Центром пустынножительства стала пустынь в урочище МОНАХОВ РОВ недалеко от Екимовичей (теперь это деревня Старые Екимовичи). Сейчас уже невозможно сосчитать, сколько монахов-отшельников освятили нашу землю молитвами, совершая здесь подвиг веры и благочестия. Последним из них стал отец Дорофей.
Был он родом из Карачева, мирское имя неизвестно. Прибыв в Рославльские леса, поселился на краю Монашеского рва, став послушником и келейным учеником отца Досифея. После 1812 года поселился в 50 саженях от отцов Афанасия и Моисея, на речке Болдачевке.
Во время гонения на пустынножителей в 1825 году отец Дорофей вместе с другими старцами был посажен в Рославльскую тюрьму, где просидел год. После освобождения некоторые старцы разошлись по монастырям, другие были высланы, лишь отец Дорофей вернулся в пустынь. Он поселился недалеко от реки Десны, в 15 верстах от Екимовичей, в лесу помещика Михаила Ивановича Брейера. Имение Брейеров находилось недалеко от деревни Зимницы. Помещик и особенно его мать уважали старца и дали ему приют. Здесь он выстроил себе келью, кормился с небольшого огорода и приношениями почитателей. Занимался ремеслом, особенно любил делать деревянные ложки, которых у него был большой запас. Ослепнув, раздавал их на память своим многочисленным почитателям.
Умер старец Дорофей 13 сентября 1865 г., 85 лет отроду, прожив в Рославльских лесах более 60 лет. Он стал последним из плеяды рославльских старцев, которые духовной мудростью, опытом подвижничества, молитвой привлекали к себе великое множество людей, смягчали сердца, облегчали духовные и телесные недуги, наставляли на истинный путь.
С.Н. Шупинский испросил у преосвященного Антония разрешение похоронить отца Дорофея на своей земле, рядом с родовой усыпальницей. Хоронил его рославльский игумен Анфим с десятью священниками из соседних сел, умершего облекли в схиму. От кельи до храма прах сопровождало множество народа. С.Н. Шупинский установил над могилой богатый мраморный памятник. К месту бывшей кельи, отмеченной оградой с крестом, и к могиле старца долгое время приходили богомольцы, имя его было записано во всех поминальницах прихожан.
И вот уже 80 лет минуло с тех пор, как не стало храма, более полутора столетий отделяет нас от дня кончины старца Дорофея. До недавнего времени лишь основание могильного памятника, который ныне утрачен, и фундаментные рвы бывшего храма могли обратить на себя внимание на заросшей лесом и кустарником местности."
Е.С. Гречина, учитель МБОУ «Екимовичская средняя школа», член Смоленского отделения Союза краеведов России. В подготовке статьи использованы материалы публикаций об истории сёл Савеево и Николаевское А.И. Иванцова в газете «Рославльская правда» (от 03.11.2006 г. и 07.02.2009 г.), материалы книг «Пустынножительство в Рославльских лесах» И.И. Орловского (Смоленск, 2004) и «Ельнинская земля: православные храмы» иеромонаха Рафаила (Ивочкина) (Смоленск, 2005), а также материалы из семейного архива В.В. Митрущенкова: воспоминания жительницы с. Николаевское Елизаветы Андреевны Титенковой (1898 – 1998) и фотография последнего владельца с. Николаевское К.С. Шупинского и его охранника.
...Когда вы берёте в руки изделие из дерева, помните, что оно было живым и чувствовало боль. Только сказать ничего не могло... Сосны и берёзки.





Ледок.Он будто режет глаз.

Село Савеево, где живёт учитель истории Алексей Иванович Иванцов. Настоящий кладезь информации о здешних местах. Старый дом. Одинокий и грустный. И такой же здесь его хозяин.





Уроки в Савеевской школе закончились. А эта добрая парочка поздоровалась со мной, и когда я спросил у них: "Куда вы идёте?", ответили мне:" А мы гуляем!"
Посмотрите, какие лица!




В реке - сосна, и в этом ей "помог" бобёр.


Ещё одна нежданная встреча. Дети сделали очень красивые скворечники и дождались моего возвращения из дальнего похода. Спасибо вам, самые лучшие на свете мальчишки и девчонки!





