СергийAlёna. Об увиденном нами. Десногорск. (kirlish) wrote,
СергийAlёna. Об увиденном нами. Десногорск.
kirlish

Стародавний Брянск в верховьях Десны. 9.05.2018 г.

    Бескрайний лес. Через него идёт дорога. А по ней - караван купцов. И охраняет его небольшая горстка сильных мужчин. Как только тревожно стало - вот они уже в кольчугах да железных шлемах. Длинные мечи грозно блестят на солнце. Не всякий решится пойти против таких воинов. И не зря купцы платят им немалые деньги. Тысяча лет назад. И мы можем не только представить это, но и увидеть благодаря брянскому историческому клубу "Кветунь". Посетили добры молодцы наш лесной град Десногорск, что в верховьях древней реки Десна, да показали совою удаль молодецкую.

    Основным направлением деятельности клуба является воссоздание (реконструкция) предметов материальной культуры наших предков (исторический период X – XI века территория Среднего Подесенья), освоение старинных видов ремесел и воинских искусств. Проект призван содействовать творческому развитию его участников, освоению и сохранению старинных ремесел (работа по дереву, гончарное дело, лозоплетение, ткачество, кузнечное дело), углубленному изучению и, что более важно, осмыслению и пониманию богатейшего исторического и культурного наследия наших предков.
    Очень интересные и увлечённые своим делом люди к нам приехали. А во главе этой команды - Юрий Павлов, который не только правильным и красивым русским слогом погружал нас в далёкие времена, но и лично участвовал в поединках.


    Каждому желавшему почувствовать себя кузнецом вручался молот.





    Хочешь из ружья пострелять, из автомата, из лука - нет проблем!




    А может быть решил ощутить тяжесть железного шлема и кольчуги?





    Кольчужных дел мастер Сергей Симунин не только подоробно любому желающему рассказал о тайнах кольчуги, но победил всех в богатырских поединках.

    - Занимаюсь изготовлением кольчужных полотен уже три года. Кроме того, что плету сами полотна, я изучаю различные источники, книжки читаю умные, с археологами общаюсь, даже с иностранцами зачастую приходится списываться. К сожалению, археологи и реконструкторы не могут в точности ответить на вопрос, как именно делались кольца. Технология утеряна, но у нас есть очень много предположений. А некоторым ребятам даже удалось воссоздать те самые колечки. Основная проблема — сделать правильную проволоку и потом уже собрать кольчугу на человеке, чтобы это все выглядело органично и красиво. Кольчужное полотно состоит из двух видов деталей — колечек для заклепок и цельных колец. Последние вырубаются из цельного листа металла. А колечки для заклепок делаются из той самой проволоки. Сеченые кольца сплетаются между собой клепаными с учетом параметров будущего владельца кольчуги. Повторюсь, она должна сесть четко по фигуре, иначе это уже не кольчуга, а издевательство. Стоила такая тонкая работа баснословных денег. Жизнь воина в те времена была посвящена войне. Княжеская дружина защищала простых земледельцев, ремесленников от набегов врагов. Население же кормило дружинников, обеспечивало их всем необходимым, в том числе и доспехами.

    Одежды на богатырях тоже из той эпохи. Если одежда была цветная, то это говорило о достатке воина.



    Ульяна Богатырева, исторический клуб «Кветунь»: "У девушек в реконструкции спектр ремесел очень велик. Они могут и украшениями заниматься, и плести, и ткать. Мы вяжем иголками, плетем на бердо, на дощечках. Готовим, естественно, штопаем, делаем такие обиходные дела, которые есть и у каждой дамы современности. Здесь мы натуральными красителями окрашиваем ткани и шерстяные нитки. Вот красили вчера крапивой. Соответственно, все оттенки зеленого, которые у нас тут получены, - это крапива. В котле на 15 литров штаны успели покрасить. А вот нежный персик — это марена красильная — трава, которая красится корнями. Она у нас дает все оттенки красного. Для закрепления цвета используем квасцы. Это соли различных металлов. Чтобы краски не выстирывались, не выгорали на солнце, их надо закреплять. Есть разные закрепители… В частности, можно и обычной солью закрепить — прополоскать в растворе. Но мы используем в основном квасцы, чтобы лучше схватился цвет. Без этого он либо выгорит, либо выстирается. Мое платье вот пережило много стирок. Покрашено тоже мареной, правда, тут она дала другой оттенок — квасцы были другие. Марена вообще — волшебный краситель, на все случаи жизни. Ждешь каждый раз: такой цвет получится или другой? Такое вот средневековое творчество."

    Антон Ермушев, исторический клуб «Кветунь»: "У нас тут горн бусодельный. Занимаемся производством стеклянных бусин из таких вот цветных стеклянных дротов. Наши мастера работают со стеклянным дротом из Италии - остров Мурано. С XIII века здесь находится центр производства стекла, перенесенный из Венеции. Расцвет стекольного производства на Руси приходится на XI век, когда в ряде городов формируются большие мастерские по варке стекла и изготовлению из него изделий. В то время использовали как привозной материал (Византия, Арабский Восток), так и варили стекло из собственного материала. Дроты плавят в горне. Внутри поддерживается необходимая для этого температура. И при помощи металлического стержня в одной руке и стеклянного — в другой ремесленник в горне создает бусину. Стеклянный прут разогревается, становится пластичным. И уже расплавленное стекло наматывается на металлический стержень, на который уже нанесена обмазка, чтобы потом бусину можно было снять. Обмазка работает как разделительный слой.Уже потом бусина остынет, и ее можно будет легко стянуть. Перед снятием нужно время, чтобы убрать в стекле внутреннее напряжение, чтобы изделие было твердым и не треснуло. Иногда бусина остывает в течение нескольких часов. Затем она достаточно просто снимается со стержня. Бусинки могут быть просто круглой формы или с каким-то узором выдавленным. Также можно нанести орнамент: либо раскрасить, либо вкрапления мозаики сделать. Мозаики впаиваются из отдельных стерженьков. Здесь очень важны скорости: мастер должен быть крайне расторопным, потому что если он начинает долго «вылизывать» бусину, пытаться ей придать форму, наступает момент расстекловки, когда стекло насыщается золой из горна и становится как камень. Далее, как сильно ни грей, ты даже на микрон его не сдвинешь. Печку топим древесным углем. Зовем ее страдалицей, так как ей уже и так много лет, а эксплуатировать продолжаем регулярно. Часто приходится перемазывать ее: температуры высокие, глина не выдерживает — и печка постоянно трескается. При работе с печью — обязательно наличие помощника, чтобы он не останавливаясь качал меха, поддерживая необходимую температуру."


    Историк Юрий Павлов и его дружная команда.





































    А кроме этого были представлены солдаты Свенского полка, что воевали в Отечественную войну 1812 года. Три выстрела в минуту. Такая была скорострельность у аглицких ружей, которые до сих пор производятся в Индии.












    Ну и как без возможности увидеть боевые стрельбы из последней - самой страшной войны.




    Тот случай, когда понимаешь, что тебе повезло встретиться с очень увлечёнными людьми. Людьми, которые любят прошлое нашей страны и верят в её будущее. Иначе бы они не тратили всё своё время на это доброе дело.

Tags: Брянщина, память
Subscribe

Posts from This Journal “память” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments