И это будущее наступило 21 октября 2017 года. Мы возвращались из Смоленска, и руки повернули баранку влево. Конечно, впереди нас ждёт что-то удивительное! Наверное - памятник. Ну или хотя бы памятная доска. Ведь не может такое уникальное название не иметь чего-то такого особенного!



За древним забором виднеется взлётно-посадочная полоса.


Вот и ж.д. переезд, и начало Энгельгардтовской.


Вот-вот мы увидим... Переезжаем ещё одну железную дорогу. Поворачиваем вправо - и...


Энгельгардтовская кончилась!

Только один явно жилой дом и человек, жгущий траву.


Чуть поодаль встретили идущих по обочине тётушек. Они признали в нас "шпиёнов" и сами рассмеялись над своей догадкой. Мы спросили, откуда такое примечательное название.
- А жил тут такой человек.
- Можно вас сфотографировать?
Тётушки от такой просьбы бросились врассыпную.
- Точно шпиёны! - прозвучало нам вслед.
В 1716 году один из представителей шотландского дворянского рода Яков Реад поступил на службу Российскому государству и был пожалован земельными владениями в Смоленской губернии. Одно из них – Мачульская вотчина, где в 1780-х годах подполковник Андрей Иванович Реад основал усадьбу. В 1796 году построил деревянную церковь. Вокруг усадебных строений был разбит парк. Андрей Иванович Реад был губернским предводителем дворянства. Известен ещё и тем, что изобрёл паровой способ самогоноварения, который получил широкое распространение не только на Смоленщине. После смерти всех потомков мужского рода Реадов усадьба перешла по наследству к Софье Яковлевне Реад. Она вышла замуж за Александра Платоновича Энгельгардта, который был Смоленским городским головой, почетным гражданином города Смоленска. Он занялся обустройством усадьбы. Был построен усадебный жилой дворец в стиле эклектики, в имении были оранжереи, парк с прудами, павильонами и беседками. При Энгельгардтах в имении было образцовое сельское хозяйство. Благодаря усилиям Александра Платоновича Энгельгардта на железной дороге Смоленск — Орёл была построена железнодорожная станция, названная Энгельгардтовская. В 1918 году усадьба была национализирована. В усадебном доме продолжал жить его последний владелец А.А. Энгельгардт. Он старался сохранить от разграбления и уничтожения художественные ценности усадьбы. Сохранились его письма в адрес губернских властей с просьбой взять под охрану или вывезти в Смоленск для музейного сохранения художественные ценности. В конце 1921 г. его обвинили в саботаже распоряжений местных властей и арестовали. Судьба художественных ценностей усадьбы неизвестна...