СергийAlёna. Об увиденном нами. Десногорск. (kirlish) wrote,
СергийAlёna. Об увиденном нами. Десногорск.
kirlish

Смоленский Костёл и Собор Александра Невского в Варшаве.

   В 1654 году Смоленск вернулся в Московское княжествое после 43 лет нахождения в польско-литовском государстве. Очень многие поляки присягнули на верность государю Алексею Михайловичу. Многочисленная община сохранила свою веру. И в 1894 году на месте старого костёла был заложен новый костёл - Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
   Здание явилось на тот момент одним из самых грандиозных строений в городе. Внутреннее убранство костела производило на верующих огромное впечатление. Здесь было пять резных дубовых алтарей, огромные цветные витражные окна, орган. Новый грандиозный костел, вмещавший до 6000 человек, стал центром религиозной и культурной жизни католической общины Смоленщины. К нему прилегало 8 гектаров территории, на которых размещались подсобные строения и римско-католическое кладбище, где с 30-х годов XIX века похоронено 6 генералов русской армии, а так же цвет смоленской шляхты: артисты оперы, адвокаты, врачи... Подобных отдельных католических погостов во всей России существует всего два: в Санкт-Петербурге и Смоленске.


Смоленский поэт Вера Суханова.

Нас всех творит возделанное поле,
Засеянное нашими руками.
Земля не обезлюдеет, доколе
Её законы властвуют над нами.

Законы облаков, озёрных линий,
Реки, сосны, горластой птичьей стаи…
И разве мы – душой их наделили,
А не они – душой нас наделяют?

     Потом пришла Богоборческая власть. Службы прекратились, возобновившись только во время оккупации немцами. Храм был разграблен. Орган демонтировали и сдали в утиль. Позолоченные кресты исчезли с высоких шпилей. А внутри расположился архив НКВД.

Вера Суханова.

Мы виноваты и в том, что дрались,
И в том, что умны поголовно,
И в том, что однажды на свет родились,
И в том, что ни в чём не виновны.

Расплатится каждый на самом краю,
А ты – вечно правый – с лихвою
Заплатишь за всю невиновность свою
Огромной стократной ценою.





   У в хода - смоленские девчонки.



   А когда-то....

   Храм укрыли сетками от случайного падения кирпичей, но они как саван развеваются на ветру.




Вера Суханова.

Баба Валя.

Она была неудачницей,
Пенсионеркой и дачницей,
В небо она не взлетела,
Обрюзгла и растолстела.
И улыбалась: - Я лузер,
Век меня отмутузил.
И поделом, за дело,
Жизнь прожила неумело.
Живучи, поистрепалась,
Потерлась, сносилась, сломалась.
Но и в моей кринице
Плескалась живая водица.

И так ей хотелось, как в сказке,
Сбросить приросшую маску.
Стать, наконец, собою,
Всем помахать рукою
И в небо уплыть голубое…

     До 2012 года в здании костела размещался архив, в котором хранилось более 740 тысяч дел и уникальных документов. Для этого внутри стояли огромные шестиярусные стеллажи.




Смоленский поэт Наталья Толбатова.

Научусь у птиц – свободе,
Научусь у солнца – свету,
У росы – как падать с веток,
Чтобы землю напоить.
Научусь у звёзд – терпенью,
Научусь у ветра – страсти,
Чтобы выдержать напасти.
Просто научусь любить!

     Костёл постепенно разрушается. Очень всё сложно с его восстановлением и передачей католической общине Смоленска. И последние новости о нём звучат так: некоторое время назад губернатор Алексей Островский обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с инициативой создать на базе костела филиал федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Московская государственная академическая филармония». По предложению Алексея Островского, одним из возможных вариантов использования объекта культурного наследия «польский костел» могло бы стать размещение зала органной музыки для осуществления регулярной концертной деятельности, в том числе, с участием смоленских коллективов. А недавно губернатор провел и предметные переговоры по этому вопросу с Мединским (здание костела находится в федеральной собственности, соответственно, только собственник и вправе решать вопрос его дальнейшего использования).


Наталья Толбатова.

БАБУШКИН ДОМ.

Бабушкин дом обветшал, покосился,
Грустно-ненужный стоит никому.
С летом зелёным печально простился.
Зиму ему куковать одному.

Дом себя помнит красивым и статным,
Бабушку помнит ещё молодой:
В кухне уютной у печки опрятной
Споро колдует она над едой.

Бабушки нет уж не первую зиму,
Дети и внуки живут в городах.
Лишь грибники летом бегают мимо.
Ну, а зимой дом утонет в снегах.

Мыши нахальные пол подгрызают,
Вьюга докучные песни поёт…
В шумных столицах, должно быть, не знают, -
Родина их сиротою живёт.  

Святой Франциск Ассизский. Итальянский религиозный деятель, причисленный католической церковью к лику святых (1228). Он основал нищенствующий орден, который по его имени стал называться францисканским. В 1939 году папа Пий XII провозгласил Франциска Ассизского наряду с Екатериной Сиенской святым покровителем Италии. К местам, связанным со святым, каждый год приходят десятки тысяч паломников. Кроме того, Франциск Ассизский, написавший «Гимн брату солнцу» на итальянском языке, считается одним из основоположников итальянской литературы.


  

Раиса Ипатова. Смоленский поэт.

Я спрыгну с подножки на мокрый перрон
И город родной обниму.
«Неужто соскучилась?» - выпалит он.
«Ещё бы!» - отвечу ему.

И воздух столичный и запах лесной
С восторгом вплетались в букет,
Но лишь за смоленской стеной крепостной
Могу я укрыться от бед.

Пальто застегнув, в переулок нырну,
Что смех мой давнишний хранит.
И Днепр, потерявший свою глубину,
Заплачет при встрече навзрыд.


   Наверное есть путь для восстановления этого уникального Костёла. Просто вернёмся в год закладки его - в 1894 год, но в Варшаву. Там в то же самое время в центре города на Саксонской площади был заложен Храм Александра Невского. Невероятной красоты. Высотой 70 метров. Его взорвала власть. которая не была по определения Богоборческой, но власть, которая ненавидела...


   Собор уничтожали медленно, планомерно на протяжении нескольких лет, с того самого момента, когда в период Первой мировой войны немцы заняли Варшаву. В независимой Польше процесс этот ускорился, и к 1926 г. от собора не осталось и следа. Едва ли все это можно объяснить и оправдать, как считает Я. Тазбир, наличием "в определенные исторические моменты” неких "национальных самоощущений”, тем более что речь идет об уничтожении христианской святыни в христианском государстве, не только не обремененном воинствующим атеизмом, как это имело место в СССР, но и продекларировавшим свою приверженность христианским идеалам в особых статьях своей Конституции, подчеркнувшим ее подписанием правительством новой независимой Польши специального соглашения, конкордата, с Римским престолом в 1925 г. ...

Tags: смоленск
Subscribe

Posts from This Journal “смоленск” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments