Теперь нам предстояло не менее увлекательное приключение. Поиски следов исчезнувшей узкоколейной дороги, которая когда-то была в наших рославльских и ельнинских лесах. Эта железная дорога была овеяна историями о паровозе-призраке, а ещё о таинственной старухе в белом одеянии.


Подкачка колеса перед выездом.

С самого утра лил дождь. Иногда превращался в ливень, но на желание разгадать тайну узкоколейки он не влиял.



Интерьер одной из "Нив" и руки опытного Лёхи.

Проезжаем мимо Водопада.

Дорога на Савеево проходила вдоль водохранилища. Потом на Ведерники и Заболотье. Зелёным обозначена железная дорога, а жёлтая точка - та её часть, которую мы в итоге обнаружили.

Дорога-бетонка, и ей больше 30-ти лет.











Сельский магазин.

Даже в такой глубинке - приметы грядущих выборов.

Местные жители.


Указатель гласит, что до реки всего лишь 300 метров. Наверное, эта информация для многочисленных туристов.

Клуб. И ансамбль ветеранов Смоленской АЭС "Гармония" тут тоже выступал.

Поворачиваем в сторону Заболотья, и - неожиданная рекламная растяжка, призывающая скупать местные земли.







На въезде в Заболотье - здание бывшего автовокзала. За ним - поворот направо в сторону покинутой деревни Горбачи. Но сперва переодеваем обувь.









Первое видео о преодолении дороги.
Следующее видео.
На въезде в Горбачи посетили оставленный хозяевами дом. Миша нашёл там игрушку и даже пытался усадить её на капот.


















Не меньше часа потратили на вызволение Нивы из плена.
Но самое интересное, что машина встала на траектории бывшей узкоколейки. Развернувшись носом в сторону тупика.
Под Ельней до недавнего времени была довольно большая и разветвлённая узкоколейная сеть, охватывавшая лесной массив, расположенный к югу от города. Непроста и интересна была её история. Ельнинская УЖД была построена в годы Великой Отечественной войны. По мнению большинства местных жителей, строили её немцы, и во времена войны она использовалась как военно-полевая узкоколейка. Сразу после войны по УЖД началась вывозка леса. В 1947 году дорога уже активно работала как лесовозная. Особенностью Ельнинской узкоколейки являлось то, что первоначально колея дороги была 600 мм. В пути были уложены рельсы завода «Крупп» 1938 и 1939 годов выпуска. Магистраль УЖД протяжённостью около 20 км вела из города в посёлок Луки, где находился лесопункт Ельнинского ЛПХ. За Луками начинался основной район лесоразработок. В конце 40-х – начале 50-х годов на узкоколейке работали два маломощных четырёхосных бензиновых мотовоза. Это были либо какие-то немецкие мотовозы, либо переделанные на колею 600 мм отечественные мотовозы МУЗ4. Вагонный парк преимущественно состоял из четырёхосных платформ. На УЖД был очень сложный профиль пути. В связи с частыми затяжными подъёмами мотовоз мог брать состав, состоящий лишь из двух гружённых платформ. В 1958 году узкоколейку перешили на стандартную колею 750 мм. На ней появились новые локомотивы. Местные жители утверждают, что это сразу были дизельные мотовозы МД54-4. Однако принимая во внимание, что серийный выпуск МД54-4 был начат лишь в 1960 году, можно предположить, что либо до МД54-4 на УЖД работали МУЗ4Д, либо фактически перешивка была осуществлена несколькими годами позже. После перешивки в вагонном парке УЖД появились лесовозные сцепы. Мотовозы МД54-4 возили составы по 2 – 3 сцепа, что было почти в 2 раза больше, чем при старых бензиновых мотовозах. В 60-х годах за Липнинским разъездом от 13 км магистрали дороги начала строиться многокилометровая ветка, уходящая в район деревень Павлово, Холм, Новоспасское. Несмотря на то, что Ельнинская УЖД до последнего времени была единственным средством сообщения с леспромхозовским посёлком Луки и многими находящимися около её трассы деревнями, пассажирского движения на ней никогда не существовало. Местные жители довольствовались ездой на попутных мотовозах, благо движение поездов было довольно частым. На УЖД не было и связи. При встрече поездов на перегоне один из мотовозов осаживал состав до ближайшей стрелки или разъезда. Скорости движения были низкими (10 – 12 км/ч), в результате чего лобовые столкновения поездов были практически исключены. А вот сходы подвижного состава, наоборот, случались довольно часто. Начиная с 1980 года на узкоколейку Ельнинского ЛПХ стали поступать тепловозы ТУ6А. Всего за период с 1980 по 1985 год их поступило 4 единицы. При этом к 1985 году в работе оставались ещё 2 – 3 мотовоза МД54-4. Во второй половине 80-х годов путь дороги окончательно пришёл в упадок. Грузовые поезда двигались с черепашьей скоростью 5 – 7 км/ч, вагоны и тепловозы постоянно сходили с рельс. Давно прогнили и развалились почти все деревянные мосты УЖД. Машинисты вспоминают, что по мосту через речку Казаринку в последнее время в тепловозе ездить боялись, настолько был ветхим мост. Тепловоз с составом запускали по нему самоходом, то есть ставили первую передачу и перед рекой выпрыгивали из кабины. За мостом машинист догонял локомотив и, запрыгнув в него на ходу, продолжал управление. В конце 80-х годов в связи со строительством в Новоспасское автодороги вывозка леса по УЖД была прекращена, леспромхоз перешёл на автовывозку. К тому времени на узкоколейке остался один рабочий тепловоз, на котором работал единственный машинист. Движение осуществлялось далеко не каждый день и представляло собой неблагодарные попытки вывозки леса по развалившимся путям. К 1990 году магистраль УЖД была полностью разобрана, в некоторых местах по её трассе пролегла новая автодорога на Верхнеспасское, Рославль.
В начале 90-х годов началось буквально разграбление железной дороги. Снимали рельсы, шпалы. За 25 лет дорога зарастала и обнаружить её стало почти невозможно. Но мы, благодаря Лёхе, нашли её почти сразу. После освобождения машины выдвинулись в лес. Грибов там было столько, что и коса бы не помогла.













Здесь пролегала узкоколейка. А это - найденная её часть, которую охотники за металлом пропустили.




Следы человеческой деятельности.



Идём по железной дороге, которой нет... И опять доказательство её пребывания тут в былые годы.





Остатки небольшого мостика. На нём лежали шпалы.


Пора было возвращаться, и мы, к счастью, не столкнулись с чем-то страшным, как в этой истории.
Есть около Заболотья место, которое называется Амшара. Оно пользуется дурной славой среди местного населения. Изредка происходят тут жутковатые происшествия. Так, например, в середине шестидесятых годов управляющий отделением местного совхоза повстречался в лесу с некой "призрачной старухой". Он пошел вместе со своей собакой на охоту. Было около шести часов вечера. Стемнело. Внезапно собака куда-то пропала. На призывные крики хозяина не отзывалась. Охотник принялся искать ее и в лесной чаще столкнулся вдруг лицом к лицу со страшной старухой в белом одеянии. Было в облике старухи нечто такое, что охотника проняла дрожь. Он вскинул со страху свою двустволку и нажал сразу на оба ее курка, чтобы выстрелить по этому кошмарному "видению". Однако оба курка дали осечки, выстрелов не последовало. В следующую секунду старуха в белом одеянии растаяла в воздухе как дым. И тут же откуда-то из кустов выскочила перепуганная собака. Подвывая, она кинулась к своему хозяину, стала тереться мордой о его ноги, как бы упрашивая погладить ее, подбодрить… Охотник, озадаченный двойной осечкой курков двустволки, направил ружье в небо и опять нажал на курки. На сей раз осечки не было. Двустволка сработала исправно — дважды выстрелила.





Мы остановились на обратном пути в деревне Горбачи. Последний житель покинул её в 2014 году. Большой беспорядок. Дома изнутри будто взорваны.





Телевизор.

Заходим в дом. Было жутковато. Ведь история с Домом до сих пор не идёт из головы.









Собачья конура.

Следующий дом. Остатки прялки.







Бывшая баня.







Дом освящён, над косяком белый крест.





Ребята тем временем под проливным дождём расстелили скатерть-самобранку в виде армейского пайка. И накормили им семь человек. А бутылка с непонятной огненной водой и находящимися в ней коброй и скорпионом была из далёкого Таиланда.










Ещё видео.
Мы покидали таинственное место. Обезлюдевшее место. Здесь такое чувство, будто цивилизации и человечества нет вообще. Хотя лет сто назад каждый клочок земли тут был обихожен и возделан. А теперь - только смех нашей неугомонной компании разгоняет тишину. Благодарствую всем участникам этого необыкновенного путешествия!




Best
kiria_t
September 7 2016, 16:00:25 UTC 4 years ago
Печальные развалины с мусором... Если бы здесь отсутствовала цивилизация и человечество, было бы не так таинственно. А тут...
"А окраины пустеют. И уже некуда возвращаться вставшим из могил покойникам.....поэтому они печальны и сердиты.."...
И почему мне не когда не попадаются всякие привидения? Постаревший призрак Анны Катерик бродит, понимаете ли, по всей Европе... А мне хоть бы одним глазком... На секундочку... Не везет - так не везет!
"Пикник на обочине какой-то космической дороги".... Правда, есть во всем этом что-то космическое. В том смысле, что хаос правит миром.
Про узкоколейку в принципе было интересно узнать. Я-то по тупости своей раньше думала, что у нас узкоколейкой называют стефенсоновскую колею, а все, что меньше - только для лошадиной тяги. А тут вон как - целый ассортимент стандартов :)
Смелость и безбашенность честной компании просто поражает! Машины, ошалев от схватки с бездорожьем, буквально бросаются прочь, в лес, на вечный отдых!... А они ржут аки парфянские жеребцы! Надеюсь, вы помните, что катафракты (парфянские конники) прославились своими атаками "в лоб" сомкнутого строя тяжелой пехоты? Вот и вы также - напролом, вопреки и назло обстоятельствам.
Безумству храбрых поем мы песню!!!