Тридцать лет прошло с последнего звонка, а мы идём, беседуем, смеёмся. Нам всегда было хорошо с Вами и тогда и сейчас, Галина Дмитриевна!


В пяти километрах от Екимовичей раньше были Старые Екимовичи. Церковь там была Крестовоздвиженская. В 1929 году её разрушили. И вот что нашёл о том времени.
Старые Екимовичи состояли из 6 домов, где проживали служители церкви Попов, Романов, Полканов. Земля принадлежала церкви, расположенной в этом же селе, и помещику Леутину. Церковь просуществовала до 1929 года, потом она была разрушена и служила сначала клубом, а затем школой.
Небольшой эпизод из тех времён.
В августе 1916 г. окрестные крестьяне подняли восстание против произвола помещика Сорнева и зажиточного крестьянина Трущенкова. Крестьяне разрушили запретные заборы к водопою и бросили Трущенкова в реку. Активным организатором этого восстания была женщина - Клюева Мария Дмитриевна. В бунте участвовало около 40 человек. Для подавления восстания Сорнев вызвал конницу и жандармерию. Жандармы жестоко расправились с восставшими: 38 человек были брошены в застенки рославльской тюрьмы. Все они были осуждены сроком на 3 месяца. Заключенные возили на себе воду в бочках из реки Остер на расстоянии 3-х километров.
Священник Александр Полканов. Церковь разрушили, и он с матушкой поселился в Екимовичах. Галина Дмитриевна помнит его из своего раннего детства. И благодаря этой памяти могу хоть немного, но рассказать о этом удивительном человеке.
Путь мы начали от уже известной по другим рассказам Крестовоздвиженской церкви. Когда едете из Рославля в сторону Москвы, обязательно посетите её.

Рядом находится парк. И здесь в советское время жизнь кипела. Уроки физкультуры, народные гуляния, танцплощадка. Вот что от неё осталось.

Обязательный патруль, который прятался за вековыми деревьями и вылавливал тех, кому по возрасту не положено танцевать.


На месте этого домины и стоял домик, где когда-то жила Галина Дмитриевна. И улица, которая спускается к реке Болдачёвка.



Мы перенеслись в детство нашей доброй учительницы.


Никого из знакомых из детства на этой улице уж нет.





Вот на месте этого дома и стояла избушка, где жил Александр Полканов с матушкой. Детей у них не было. Сельская детвора его очень любила. Приходили к нему в гости. Инструменты музыкальные у него разные были, и даже фисгармония (таинственное для меня слово). Был он высок, под два метра, худой и жилистый. Ходил в холщовой рубахе и штанах. И босиком, до самых морозов. Было у него любимое занятие. Иногда даже по несколько раз в день он широким, размашистым шагом ходил к омуту на реке Болдачёвка, купался в ледяной воде. Круглый год, даже в мороз. Место это так и прозвали в народе - Полканов вир. Вот к этом месту мы и идём, спускаясь к реке Болдачёвка.










Кто-то соорудил такую замечательную будку над водой. Обязательно побываю в ней в следующем путешествии!


За годы русло реки немного изменилось. Берега заросли и тропинки исчезли. И мы не сразу нашли это место.



Предположительно тут.
Полканов вир. Где глубина была больше человеческого роста. Вода студёная даже в самое жаркое лето.


Ну и какой поход без сюрприза! Необычная находка и необычный страж, охранявший пасхальные яички.








Николай Полканов умер в начале 70-х, было ему больше 90 лет. Жив его племянник. И очень надеюсь на встречу с ним. Ведь тогда история будет дополнена новыми фактами и фотографиями.
А мы бросаем прощальный взгляд на Болдачёвку и поднимаемся на другую сторону оврага, на огромное пространство из былых советских времён. Сырзавод, когда-то отправлявший сыры на экспорт. Плодово-ягодный завод... Безлюдно... Время безмолвно и неумолимо идёт вперёд.












Пекарня, где пекли хлеб на весь район.
Из рассказа Галины Дмитриевны.
Белого хлеба раньше не было. Был кукурузный. А ещё привозили кубинский сахар большими синеватыми кусками. Нагуляешься на улице, придёшь домой, и ломоть кукурузного хлеба с куском сахара, да на печку с книжкой!.. Такая вкуснятина, уютно!


Взгляд на Варшавку, Варшавское шоссе...

БОЛДАЧЁВКА
Эта история ещё не закончена. А нашей самой лучшей на свете учительнице - огромное СПАСИБО за возможность заглянуть в детство.