Вокруг да около Смоленской АЭС. Десногорск. (kirlish) wrote,
Вокруг да около Смоленской АЭС. Десногорск.
kirlish

Category:

Эль Лисицкий. Родившийся в Починке. Смоленщина.

Я узнал об этом художнике за несколько дней до поездки в Починок. И надо же такому случиться! Перед поездкой встретили коллегу по работе, который родился и вырос в Починке. Уж точно знает об этом городке наверняка всё! И поэтому первый мой вопрос был: "Знаешь ли ты что-нибудь об Эле Лисицком?" Коллега улыбнулся и ответил: "В первый раз слышу эту фамилию."
Смоленская земля. Маленький районный городок. И гений советского конструктивизма Эль Лисицкий. Да, он почти не жил в Починке. Семья после рождения сразу поменяла место жительства. От того, давнего Починка совершенно ничего не осталось, кроме железной дороги. Но факт, что в этом месте родился человек, которого ставят в один уровень с Шагалом и Малевичем, сподвиг нас на поездку в Починок.


Первое упоминание о Починке относится к 1811 году. Тогда это была деревня, ныне это улица Починковская, расположенная на южной окраине города. В 1868 году близ деревни была построена станция на Риго-Орловской, первой на Смоленщине, железной дороге. Название деревни перешло к станции, которая вскоре превратилась в транзитно-перевалочный пункт оптовой торговли. 22 ноября 1890 года в еврейской семье родился Лазарь Лисицкий. Отец Лазаря, Мордух Залманович (Марк Соломонович), был ремесленником-предпринимателем, относившимся к долгиновским мещанам. Мама, Сара Лейбовна Лисицкая, была домохозяйкой. Переехав всей семьей в Витебск, Мордух стал работать там в собственной посудной лавке, а Лазаря записали в частную школу рисования Юделя Пэна. Юдель Пэн, кстати, был учителем и Марка Шагала.

После выпуска из Александровского реального училища в Смоленске, в 1909 году, Лазарь начал учебу на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в немецком городе Дармштадт, где, чтобы получить дополнительные средства к существованию, подрабатывал каменщиком. С 1911 по 1922 годы он объездил почти всю Францию и Италию. Окончание учебы в Дармштадте, где Лазарь получил диплом с отличием, совпало с началом Первой мировой войны, поэтому ему пришлось быстро возвращаться домой. Для того, чтобы иметь возможность работать по профессии в России, в 1915 году Лисицкий стал студентом-экстерном Рижского политехнического института, который в то время находился в эвакуации в Москве. Через три года Лазарь получил специальность инженера-архитектора.

Еще учась в институте, Лисицкий устроился ассистентом в архитектурное бюро Великовского, а потом к Роману Клейну. Начиная с 1916 года, Лисицкий являлся членом Еврейского общества поощрения художеств и принимал участие в групповых выставках общества, проходившых в 1917-1918 гг. сначала в Москве, а затем, в 1920 году, в Киеве. Параллельно Лазарь рисовал иллюстрации к книгам на идиш, включая произведения молодых еврейских авторов и детские книги.

Лазарь Мордухович в течение 1916 года объездил почти всё белорусское Поднепровье и Литву в поисках памятников еврейской старины. Впечатления от путешествия вылились в репродукции росписей могилевской синагоги на Школище, которые вышли в свет в Берлине в 1923 году. В 1918 году в Киеве Лисицский с другими деятелями искусства основали художественно-литературное объединение «Культур-лиге», цель которого состояла в создании нового еврейского национального искусства. В 1919 году известный художник Марк Шагал пригласил Лазаря приехать Витебск. Там Лисицкий с 1919 по 1920 гг. работал преподавателем в Народном художественном училище.

С 1919 по 1920 годы Эль Лисицкий активно занимался иллюстрациями произведений современных еврейских прозаиков и поэтов, что сделало его одним из столпов авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации. Лисицкого отличало от Шагала, в картинах которого преобладали черты традиционного еврейского искусства, тяготение к супрематизму, сформированное под влиянием Малевича. Книжные иллюстрации Лисицкого, начиная с 1920 года, можно отнести как раз к данному течению.

Лазарь Лисицкий был одним из видных деятелей авангардного объединения УНОВИС, созданного Казимиром Малевичем в Витебске. Там, в 1919-1921 гг. Лазарь создал аксонометрические изображения различных геометрических тел, которые то находятся в равновесии, то в состоянии покоя лежат на твердом основании, то парят в невесомости. Учеником Лисицкого был Лазарь Хидекель, который вскоре стал во главе УНОВИСа, где состоялся исторический переход из двухмерного супрематизма к объемному. Таким образом, была создана база новой архитектуры и дизайна XX века. Свой артистический псевдоним «Эль Лисицкий» Лазарь Мордухович взял в 1920 году.

На протяжении пяти лет, с 1921 по 1925 года Лисицкий проживал в Германии и Швейцарии. Именно в этот период художник активно работал в сфере еврейской книжной графики. Вернувшись в СССР, Лазарь больше не занимался книжной графикой, в частности и еврейской. Во время жизни в Москве Эль Лисицкий создает проект типографии известного журнала «Огонек», проектирует встраиваемую мебель, а также занимается фотомонтажом.

  Эта книга – знаковая для русского искусства ХХ века: стихи Маяковского нашли свое графическое воплощение в конструктивистских работах художника Эля (Лазаря) Лисицкого. Сборник стихов был издан в 1923 году в Берлине, где поэт и художник находились в то время и до сих пор является непревзойденным эталоном конструктивизма, а также выразительнейшим опытом визуализации поэтического слова в исполнении Лисицкого, новатора-художника, архитектора, мастера фотографии. Сам «конструктор книги» говорил о работе с Маяковском так: «Мои страницы сопровождают стихотворения так же, как рояль, который аккомпанирует скрипке. Как и поэт, строящий здание на единстве мысли и звука, я хотел добиться единства стихотворения и элементов типографики».

Таковы горизонтальные небоскрёбы, которые ещё в 20-е годы придумал советский архитектор Эль Лисицкий с целью получения максимального количества полезных площадей при минимальной опоре. Блестящие идеи, которые удалось реализовать технически только спустя 50 с лишним лет. Например, административное здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР, построенное в 1975 году. Или вот штаб-квартира компании Unilever в Роттердаме - стеклянный небоскрёб на тонких опорах. Общая площадь здания, включая паркинг, составляет 34,2 тыс. кв. м. Строительство такого небоскреба позволило получить дополнительные площади для компании и при этом сохранить старинное здание под ним. Идея дождалась своего воплощения, но автор идеи этого, к сожалению, не увидел.

Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, например, «Клином красным бей белых!» (1920 г.); разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах. Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год). Он увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929 г.), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается циклопическое изображение двух голов, слитое в единое целое. В 1937 году был опубликован фотомонтаж Эля Лисицкого, посвящённый принятию Сталинской Конституции. Он представлял собой «лубочный» тематический цикл из четырёх выпусков журнала «USSR in Construction», которые исследователь Ульрих Шмид назвал иллюстрированной книгой. В этом же году вышел фотомонтаж художника «Молодые люди сравнивают старую Конституцию с новой».

Лисицкий свой выбор в итоге сделал в пользу супрематизма, который основал Малевич, однако привнес в него некоторые новшества. В первую очередь он был архитектором, а не художником, поэтому разработал концепцию проунов — «проектов утверждения нового», которая предполагала выход плоскостного супрематизма в объем. По его собственным словам, это должна была быть «пересадочная станция по пути от живописи к архитектуре». Для Малевича его творческие концепции были явлением сугубо философским, для Лисицкого же — практическим. Его целью была разработка города будущего, максимально функционального. Экспериментируя с расположением зданий, он придумал проект знаменитого горизонтального небоскреба.

В 1927 году Эль Лисицкий женился на Софи Кюпперс. Ее первым мужем был искусствовед и директор Центра современного искусства в Ганновере, она активно интересовалась современным искусством: в ее коллекции картин были и Василий Кандинский, и Марк Шагал. В 1922 году Софи осталась вдовой с двумя маленькими детьми. На выставке в Берлине в том же году она впервые познакомилась с работами Лисицкого, чуть позже произошло их личное знакомство и началась переписка. В 1927 году Софи переехала в Москву и вышла за Лисицкого замуж. У пары появился и общий ребенок — сын Борис. В 1923 году Лисицкому поставили диагноз «туберкулез». О том, что он серьезно болен, он не знал, пока не перенес пневмонию. Через несколько лет ему удалили легкое, и вплоть до самой смерти архитектор жил, отдавая огромное количество времени и сил на лечение, и при этом не прекращая работать. Лазарь Лисицкий скончался в 1941 году в возрасте 51 года. Его семья во время войны оказалась в ужасном положении. Один из сыновей Софи Курт находился в это время в Германии и был арестован как красный и пасынок еврея. Второго, Ганса, арестовали уже в Москве как немца. Курту удалось пережить нацистские лагеря, Ганс же погиб в сталинских лагерях на Урале. Саму Софи с Борисом в 1944 году выслали в Новосибирск. Ей удалось забрать с собой документы, письма, чертежи и картины Эля Лисицкого, и в 1960-х годах Софи передала архив Третьяковской галерее и выпустила книгу о муже.



Удивительный человек с такой же судьбой, родившийся в Починке. В городе, основанном на берегах речушки Хмара, которая чуть ниже по течению впадает в Сож.

И мы совершенно не удивились радуге, провожавшей нас в обратную дорогу!
Tags: Починок, Смоленщина, Эль Лисицкий, история
Subscribe

Posts from This Journal “Смоленщина” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments