Вокруг да около Смоленской АЭС. Десногорск. (kirlish) wrote,
Вокруг да около Смоленской АЭС. Десногорск.
kirlish

Category:

До Песочни и обратно, в Десногорск. 03.05.21 г.

Десногорск, город атомщиков, вырос в местах настолько насыщенных историей, что не хватит жизни, чтобы узнать, открыть и запомнить огромный пласт информации. В нескольких десятках километров от нас - Калужская область, город Киров. И кто бы знал, что всего 200 лет назад здесь процветал уникальный промышленный район Российской империи. До сих пор сохранена система водохранилищ, действую заводы и фабрики. А город с окрестностями - легендарное место. И хоть на карте сейчас это город Киров, буду называть его Песочней. Именно это его истинное название. "Империя титанов": История Мальцовского промышленного района.

Это не озеро, а река Снопот около Жерелёво.



Снопот около Козловки.


Местный житель со строгим взглядом совершал утренний обход деревушки вместе с котом.


В селе Мокрое.

Песочня возникла в 1744-1745 г., когда на берегу реки Песоченки в Фоминичском стане Серпейского уезда Калужской провинции предприимчивые купцы Иван и Петр Золотаревы основали небольшое металлургическое производство. Закладка завода, позже получившего название Верхнепесоченского железоделательного и молотового, началась летом 1744 года, и это событие послужило основанием для того, чтобы с него вести летоисчисление нынешнего города.
     Первым мы посетили место, которое многократно старше города. В глубоком овраге на склонах которого шумят столетнии ели, лежит немалый камень.
     Смоловский лес - историческое место на окраине города Кирова. В овраге, расположенном в этом лесу, находится Смоловский камень, гранитный валун высотой 2-2,5 метра, длина сторон 3 на 3 метра, самый большой из исторических камней Калужской области, вернее, камней там даже два. Известно, что раньше рядом со Смоловским камнем находился еще один валун - меньшего размера, но зато со знаками и рисунками. В советское время, в ходе борьбы с суевериями, культовые камни решили уничтожить. Правда, восемь кубометров гранита не так просто сдвинуть с места, и Смоловский камень не тронули, а вот второму не повезло - говорят, его увезли на завод и разбили на щебенку. Но самая увлекательная из легенд, которые окружают Смоловский камень, связана с эпохой наполеоновских войн. По преданию, тогдашняя хозяйка Верхнепесоченского железоделательного и молотового завода, вдова одного из предков жены Пушкина Н.Н. Гончаровой, выполняла военные заказы не только русской армии, но и ее противников. И якобы для того, чтобы тайно продавать французам пушки и ядра, от завода, прямо под церковью и озером, по ее приказу был прорыт подземный ход, который заканчивался в Смоловском лесу под тем самым камнем Этот древний камень находится в черте города, в лесном массиве Смоловка. Он испещрен древними рунами (петроглифами), многие из которых теперь уже трудно разобрать. По виду камень метеоритного или ледникового происхождения, и совсем не зря он находится в овраге. Размеры его значительно превосходят человеческий рост. По легенде, в древние времена этот камень служил капищем - местом для человеческих жертвоприношений. В раннехристианской мифологии отпечатки на камнях получили объяснение как «следы Богородицы», и в бытовом понимании валун проходил как «камень-оборотень».






Недалече от камня.

Первое впечатление от города Песочни - широкий, добрый, продуваемый ветрами. Приветливый.

Даже Ленин здесь не указывает и не руководит, а просто прогуливается.


Улица Ленина ведет к церкви Рождества Богородицы.


Самая старая в Песочне церковь - Рождества Пресвятой Богородицы на Заводской площади. Кирпичная трёхпрестольная церковь в стиле провинциального классицизма построена в 1768 году на средства подполковника Ивана Афанасьевича Гончарова (из семьи жены великого поэта А.С. Пушкина), владельца Песоченского чугунолитейного завода.






От церкви до собора Александра Невского тянется красивый сквер.




В черте города - одно из двух водохранилищ.





Истребитель-бомбардировщик МиГ-27К.



Это второй по времени создания храм в Песочне, но наверняка самый красивый и величественный. Его строили 7 лет на средства состоятельных граждан и мастеровых села Песоченский Завод (в том числе легендарных промышленников Мальцовых). И открыли в 1890 году. Собор Александра Невского.









Сергей Миронович Киров.

На самом деле это реклама местного домостроительного комбината, как бы указывающая дорогу к нему. До недавнего времени она была просто из серого бетона, что придавало ей немало брутальности и сходства то ли с дровосеком из «Волшебника Изумрудного города», то ли с роботом. А в 2015 году художники братья Рудневы, выходцы из Кирова, раскрасили ее в трэшевые цвета, дав некоторое сходство с прорабом. У «прораба» даже появилось собственное имя - прораб Феликс. Почему именно Феликс - история умалчивает. Стоит она на въезде в город со стороны Москвы, перед плотиной. Служит предметом шуточек и одновременно гордости - в самом деле, такой неоднозначной статуи в России не сыскать.






Величественное здание Успенской церкви стоит памятником несгибаемому духу. Церковь была разграблена в 1954 году местными жителями, одурманенными коммунистической пропагандой. Характерно, что строительство этой каменной церкви было закончено их же отцами только в 1920 году, строительство продолжалось 24 года. Кирпичная однопрестольная церковь с колокольней строилась в византийском стиле вместо деревянной с 1896 до нач. 1920-х на средства Степана Киреевича Андриянова. Место, где стоит колокольня — особенное. 1 марта 1723 г. монах Новопечерского Свенского монастыря Карион написал прошение в Синодальный казённый приказ: «В Брянском уезде в Ботаговском стану Новопечерского Свенского монастыря в вотчине в селе Бережки из древних лет построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и оная церковь вся ныне ветха стала, и служить в ней невозможно. Ныне оного монастыря наместник иеромонах Варсонофий желает, дабы в оном селе на старобытном церковном месте новую деревянную церковь построить во имя оное, а без указа и благословения Святейшего Синода оную церковь строить не смеет, и прошу благословить нас на оном месте вновь построить церковь и о том дать указ». Таким образом, определить изначальный срок появления церкви на этом месте невозможно. Однако разрешение было получено, и в через 7 лет в 1730 году новая деревянная церковь была построена. Престол освящён во имя Успения Божией Матери, память 15/28 августа. В 1877 г. за ветхостью церковь была возобновлена. В 1890 г. при церкви построили деревянную сторожку, школу грамоты и церковно-приходскую школу, которая существовала с 1 ноября 1884 г. В 1900 г. на церковные средства и частично на пожертвования прихожан построено новое здание церковно-приходской школы. Так как старая деревянная церковь сильно обветшала, в 1896 г. решено было строить каменную. Главным ктитором строительства храма был Степан Киреевич Андриянов. Затем случилось то, что случилось, и от здания храма сохранилась только руинированная трёхъярусная колокольня. На месте алтаря храма два безымянных креста. Фундамент церкви местами виден сквозь траву. 28 августа 2006 г. в престольный праздник состоялось освящение построенной часовни на месте разрушенного храма. Часовню построил на средства семьи священник Николай Андриянов со своими духовными чадами.


Барский колодец. Согласно местному преданию, название источник получил из-за того, что местный барин строго-настрого запретил крестьянам пользоваться водой из этого ключа, огородил его и использовал его исключительно для себя. С тех пор и повелось - Барский. Вода в источнике действительно невероятно вкусна. Со дна бьет множество ключей. Еще одна легенда про этот источник связана с поверьем: если кинуть в воду монету - непременно станешь богатым. Поэтому множество заезжающих на Барский колодец кидают в него монеты - пришлось даже повесить объявление на дереве о том, что монеты полны бактерий и портят воду. Местные рассказывают, что когда-то нашелся находчивый мужик, который умудрился вкопать в источник бочку с продырявленным дном - люди бросали туда монеты, а он собирал их, просто выдергивая бочку из воды.




Село Волое известно с нач. XVIII в. Всегда его жители придерживались старообрядчества поповского согласия. На рубеже XIX-XX столетий насчитывалось 2,5 тысячи старообрядцев. В конце XIX века службы велись в деревянной моленной - крепкой пятистенной избе, крытой тесом.
    После того, как в 1905 году вышел указ «Об укреплении начал веротерпимости», в Волом построили старообрядческий храм, освященный в честь Николы Чудотворца. По рассказам старожилов, здание было большим, каменным, красивым, из красного кирпича, имело купол и пристроенную колокольню. Остался в людской памяти высокий иконостас со старинными иконами и внушительных размеров паникадилом.
     В 1960-1980-х годах село Волое становится знаменитым в связи со своей нехарактерной особенностью - многодетностью. 27 матерей-героинь, имеющих 10 и более детей, приходилось на 380 дворов. 30 женщин было награждено материнскими орденами и медалями. Одна семья имела в среднем пятерых ребятишек. Феномен этот изучали ученые, даже документальный фильм сняли «Блаженны кротцие». Основу нравственного здоровья воловчан составляла старообрядческая вера. Ее хранили женщины послевоенного поколения. Следуя христианскому убеждению и внушению духовников, они называли деторождение даром Божьим и считали аборты, получившие тогда в России распространение, смертным грехом.

Муравки теперь обезлюдели, здесь живет только одна семья. Но и этого хватило, чтобы единственному энергичному человеку облагородить и обустроить святой источник во имя Преполовения Пятидесятницы. Проехать лучше всего от Волого по дороге к Муравкам, съезд к источнику обозначен табличкой. Дорога во влажную погоду доступна только на внедорожных автомобилях, но можно от дороги пройти пешком. По легенде, название Сердитый колодец появилось от того, что при приближении человека источник начинает сердито бурлить. По другой легенде, в незапамятные времена на этом месте стоял храм. Однако небеса за что-то прогневались на него, и в единый миг храм провалился сквозь землю. А на этом месте сердито забил источник, напоминая о гневе небес. Место действительно находится сильно ниже уровня земли, будто провал в лесной почве. В глади воды можно разглядеть бурлящие струйки, извергающиеся из-под земли.
     Добраться до этого места оказалось сложнее всего. Дорога, кажущийся хлипким мост. И вдруг перед тобой открывается невероятной красоты место. Глубокий овраг весь в желтых цветах. И источник, который при нашем приближении совершенно не сердился.










Село Фоминичи - единственное село в Кировском районе, где сохранился сельский храм постройки начала 20-го века. Никольскую церковь построили в 1915 году. Ранее на этом месте стояла деревянная церквушка, которая была разобрана. Церковь строили уже в кирпиче в стиле эклектичной архитектуры. Она была трехпрестольной: кроме основного престола в честь Николая Чудотворца были пристроены еще два: Иоанна Предтечи и Тихвинской иконы Божией Матери. В 30-х годах прошлого столетия церковь была закрыта, разграблена и осквернена. Калужской Епархии ее возвратили в 2007 году. Началось постепенное восстановление на деньги прихожан и благотворителей. Был проведен капитальный ремонт, по фотографии была восстановлена колокольня. Наконец, Никольская церковь была увенчана золотой главкой с крестом. Водружение совпало с приездом в с. Фоминичи митрополита Калужского и Боровского Климента, который провел освящение. Внутреннее помещение церкви украшает роспись.


До чего же велика, интересна, глубока наша история. Побываешь в таких местах, и они тебя снятся. Душа тянется туда. Там, где вольный ветер и тишина...

Tags: Калужская земля, история, природа
Subscribe

Posts from This Journal “Калужская земля” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments