Вокруг да около Смоленской АЭС. Десногорск. (kirlish) wrote,
Вокруг да около Смоленской АЭС. Десногорск.
kirlish

Categories:

Любавичи. Возвращение. 23 июля 2020 г.

После каждой поездки по нашим бескрайним далям появляется новая история. Эта история такая, что я хотел бы назвать её удивительной. А может быть радостной, светлой, доброй. Всё возвращается на круги своя. И всё в этом мире промыслительно. Может поэтому нам повстречался этот человек. Марина Селюкова. Долгий, очень интересный рассказ и разрешение использовать её тексты и фотографии. Кому будет интересно, заглянет на эту страничку, где узнает об удивительной точке на карте Смоленской области под названием ЛЮБАВИЧИ


И далее - весь рассказ от лица Марины.

"В Смоленской области России, совсем не далеко от границы с Белоруссией есть место, о котором всего-то несколько лет назад говорили так: " Маленькая точка на карте. Умирающая деревня, где больше нет ни евреев, ни легенд." Но в последнее время тоненькая ниточка навигационного маршрута все чаще приводит сюда евреев со всех концов земли.
Жаль, что немногие из приезжающих, проносясь на автомобилях мимо скромной и неприметной таблички с названием деревни, находят минутку на остановку, чтобы здесь, на обочине разбитой дороги, ненадолго замереть и молча подумать о том, как же вышло так, что доброе это место чуть не оказалось однажды на обочине самой истории, вне времени... и пространства...
Любавичи..."






"Рано утром, до того, как запели последние петухи, а на траве еще не успела высохнуть роса, я пришла сюда для того, чтобы показать вам эту табличку... Почему?
Вместо ответа я сейчас расскажу вам одну удивительную историю, которую должен знать всякий, кто приезжает в Любавичи с ДОБРЫМ сердцем и ОТКРЫТОЙ душой.
И вовсе не важно, течет ли в ваших венах еврейская кровь или нет!
История названия чудесного местечка будет интересна всем.
В незапамятные времена праведный и благочестивый еврей по имени реб Меер, проснувшись с первыми лучами солнышка и помолившись, вдруг понял, что ему пора отправляться в далекий путь. С самого рождения он был одержим одной мечтой - жить и трудиться в гармонии с миром и собственной душой и быть ближе к Г-ду."





"Среди дремучих лесов и топких, непроходимых болот, где до той поры почти не ступала нога человека, реб Меер и еще три семьи, пожелавших разделить с ним его выбор, расчистили место для жилья, организовав что-то вроде сельскохозяйственной колонии, и зажили спокойно и счастливо, добывая хлеб своим трудом.
Называлась ли как-то эта колония в самом начале ее зарождения - кто же теперь ответит...
Но у любого поселения, как и у живого существа, должно быть свое имя."





"И "корнем" этого имени стало одно из самых важных и прекрасных качеств характера основателя слободки, решившего однажды жить и трудиться во имя служения ХОЗЯИНУ МИРА... и ДОБРА.
Реб Меер отличался своей бесконечной и безграничной ЛЮБОВЬЮ ко всему, что сотворил Г-дь: евреям, не евреям, деревьям, животным, травам и цветам...
Благотворитель и добрый советчик, цадик был готов в любое время дня и ночи прийти на помощь каждому, кто позовет...
И названо было поселение - " ЛЮБА"."






"Любавичем" и " Любавичами" оно стало значительно позже.
Земли эти в те далекие времена были в составе Киевской Руси, но после того, как оное государство распалось - в 12-м - 13-м веке - влилось в состав Литвы и Польши.

В конце 15-ого века, в 1550-м году, когда сотни евреев изгнали из Испании и других стран, они были вынуждены искать себе новые места для жизни и дома. Именно тогда, скорее всего, переселенцы и облюбовали Любу, где, увы, уже не было реба Меера... И Люба стал Любавичем.
Первое упоминание о Любавиче - в официальных документах, которые датируются 1552-м годом...
В этот период Московское княжество (позже - Московское государство) начало вести с Польско-Литовским государством борьбу за возврат исконных древнерусских земель."









"На этих территориях находился и Любавич.
Война и переговоры длились примерно до 1552-го года.
Лишь в 1552-м году в ходе переговоров князя Московского (Василия Третьего) и польского короля (Сигизмунда-Казимира) было решено передать Любавич Польше, о чем и был составлен в сентябре 1552-ого года выше упомянутый документ.
Вот, такая история с географией у обычного названия деревни.
Еще позже (при очередной дележке земель) Любавич обзавелся Белорусским окончанием, став - ЛЮБАВИЧАМИ."






"Казалось бы, все легко и просто. Да, именно так...
Возможно, и не стоило бы начинать этот длинный рассказ, если бы не было одной важной и хорошей цели: " поспорить" с теми, кто совсем недавно был твердо уверен, что нет в Любавичах больше ни евреев, ни легенд. Все здесь теперь есть!
А местные жители, встречая меня на извилистых улочках, не устают повторять одно и то же: " Вернутся в Любавичи евреи - вернется и прежняя ЖИЗНЬ!"









Самая трагическая часть истории Любавичей. Марина провела нас дорогой, по которой вели на расстрел людей в 1941 году. И здесь - часть рассказа Марфы Лаврентьевны Давыденковой.
"На нашей улице было очень мало русских домов. Все наши соседи были евреи: Брис, Розины, Каганы, Левитины, Шур, Рубины и многие другие.
После замужества я жила в городе Ломоносове Ленинградской области. Летом 1941 ехала на лето домой, в пути в городе Витебске, я узнала о войне. С двумя детьми и братом-десятиклассником я добралась до Рудни, где нас встретил отец с лошадью. На 27-е сутки после начала войны в Любавичи пришли немцы, и жизнь остановилась. Появились полицаи и постоянный безысходный страх. Жители сидели в домах как тараканы, забившиеся в щели, и ждали, что будет. Мой муж был на Ленинградском фронте, а брат сумел уйти в лес к партизанам. В начале ноября 1941 года евреев стали собирать в одно место, но они разбегались. Их снова собирали. Сбор был на Шиловской улице, на выгоне, где пасли обычно скот. Но немцы и полицаи с евреями обращались хуже, чем со скотом. Непослушных расстреливали на месте.
Днем 4 ноября колонну евреев погнали к месту расстрела. Старых, ослабленных, а также тела расстрелянных на месте сбора, везли на телегах. Местным жителям запретили в этот день выходить из дома. В тот день расстреляли 483 еврея. Позднее на этом месте расстрелы и захоронения продолжались. Удалось скрыться нескольким детям, в том числе нашему соседскому восьмилетнему мальчику Мееру Кагану. Его мать готовила мальчику побег. С ним была запасная смена белья, баночка масла и хлеб. Но мать не сказала сыну самого главного, чтобы он бежал не к людям, а подальше от Любавичей, в лес, в поле. Меер бежал, полз и добрался до нашего огорода, где его забрал полицай. То же произошло и с другими детьми. Их собрали в один дом, потом расстреляли, тела бросили на тела расстрелянных матерей и родных. Оставшиеся в живых русские жители ждали, что после евреев будут расстреливать семьи партизан и коммунистов, которые были во всех семьях. Такие расстрелы были, но всех расстрелять не успели. В период моего детства разговорным языком в местности вокруг Любавичей был идиш, и я его знала».


Далее - рассказывает Марина Селюкова.
"Любавичи...
Ночь почти...
Скоро погаснет зарево заката, и на старом еврейском кладбище начнут оживать чьи-то несбывшиеся сны...
Я молча бреду меж могил по еле различимым дорожкам и здороваюсь с каждым, кто ждет меня здесь с добром и кто всегда мне рад...
Теперь я многое могу рассказать о том, кого до сих пор можно повстречать в тишине и темноте извилистых Любавических улочек, если однажды очень сильно захотеть научиться видеть и слышать...
Вне пространства и времени...
Такая, вот, ЖИЗНЬ... Такая, вот, самая настоящая - ЖИЗНЬ..."


"Естественная миква".
Видел ли этот приток речки Березины треуголку Наполеона? Кто знает...
Но он точно видел раби Шнеура Залмана из Ляд ребенком... Быть может, Алтер Ребе, вот, так же, как и я сейчас, когда-то сидел на берегу и играл с водой..."


"Домик у дороги, здравствуй...
Глупо, наверное, да, что я каждый раз прохожу через твой двор и говорю с тобой, дотрагиваясь пальцами до мелких трещинок и вышербинок досок?
Глупо? Быть может...
Но, вот, сегодня, запирая на крючочек калитку, я открывала душу тому, кого ты так давно и долго ждешь... Г-дь свидетель, что не раз мне хотелось просто сидеть на ступеньках крыльца и никуда и никогда больше не спешить...
Домик у дороги, завтра я приду с ключом, чтобы увидеть твои книги... и прикоснуться ладонями к штукатурки твоей печки..."


"Расскажу вам о своем первом приезде в Любавичи, и вы сейчас поймете, почему...
Наш разговор с таксистом из Смоленска был странным... (я и слова-то другого тут подобрать не могу🙂)
"А, вот, объясните мне, почему вы молитесь своему мертвому РЕБЕ, а потом - прыгаете в эту речку? Знаете, я не уеду, пока хоть кто-то вас не встретит... Хотя, наверное, "своего" они тут не обидят..."
Всю дорогу я с переменным успехом объясняла этому доброму человеку то, чего он так и не смог понять до того, хотя... 20 лет возит в Любавичи евреев!
Да, вы не ослышались: почти 20 лет простой житель Смоленска ездит по дороге, по которой я в тот свой первый приезд шла назад от Любавичей до Рудни пешком почти всю ночь, сознательно оставив остаток денег в ящичке для ЦДАКИ.
Таксист был в Любавическом музее немало раз. Он знаком с хранителем ключей - Анатолием.
Он видел древнюю карту на стене и книги на полках, и портрет РЕБЕ... Он искал вместе с приезжающими сюда хасидами следы могил их предков до ночи... Он обещал познакомить меня с раввином из Смоленска, который занимается благотворительностью...
Но... Так и не понял, увы, для чего и почему Г-дь приводит сюда тех, для кого Любавичи - не просто маленькая точка на карте...

     Именно тогда, стараясь простыми словами донести до него нашу нехитрую и добрую правду, я задумалась о том, что нужно будет рано или поздно снять маленький фильм... Неправильно это, что люди, даже приезжая в Любавичи с добром, многие испытывают страх...
Среди этих могил и под яркими звездами - благодатная и спокойная тишина... И если научиться слышать тишину, то она способна заговорить с вами голосами тех, кто, даже уехав отсюда однажды, или уйдя в иной мир, никогда не оставлял и не предавал Любавичи.
Мы - не "вампиры", а гостевой дом и восстановленный двор Любавических Ребе - не резиденция известного всем по детским книжкам героя Брэма Стокера!
На могилах праведников мы просим у Г-да милости для МИРА и всех ЕГО творений!

     Посещение могил ПРАВЕДНИКОВ - не какой-то странный магический ритуал, а очень хороший древний еврейский обычай.
Корнями своими он уходит в далекие и прекрасные времена, когда Моше-рабейну (Моисей, как произносят это христиане) послал своих разведчиков в страну Кнаан, и они вошли туда через пустыню Негев. От группы тех разведчиков отделился один по имени Калев, чтобы пробраться к пещере Махпела, где находилась гробница праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова. Для чего? А для того, чтобы попросить у праведников молитвы перед лицом Вс-него. Отколовшийся от маленькой этой группы разведчик не хотел участвовать в предательском заговоре и боялся, что не сумеет отыскать сил для противостояния...
Много подобных примеров в Талмуде... ОЧЕНЬ много!

     Но я вам сейчас расскажу про то, что мне довелось пережить.

     Несколько раз в разное время суток я бывала в древнем Цфате, на горе Мерон, на севере Израиля... и с болью и сожалением наблюдала я, как, используя извечную потребность евреев приходить для молитвы в святые места, ушлые экскурсоводы "делают деньги", заставляя ни о чем не подозревающих экскурсантов повторять немыслимую дичь собственного сочинения, выдавая ее за молитву! Да, я, к ужасу своему, мгого-много раз слышала: " На могиле этого праведника - просим о бизнесе! А вот тут - о лююви - "специализация" праведника - любовь! А тут вот мы долго не задержимся, ибо этот праведник был военным - и на его могиле, как в армии, - бегом! "

     Однажды рядом с захоронением величайшего кабалиста всех времен, Шимона бар Йохая (Рашби) я наблюдала "дивную" картину: группа туристов повторяла за своим гидом НЕЧТО, от чего у любого на моем месте запросто могли начать шевелиться не только волосы, но и уши...😪
А рядом... совсем рядом молился по СИДУРУ простой еврей... За ним ходили три старушки, вслушиваясь в смысл древних и прекрасных ивритских слов! И я тогда пошла за Моше... (да, вы не ослышались, имя этого экскурсовода чуть позже мне подсказал один из его колег!) - и он вовсе не был против...
Я слушала его красивую и правильную речь, и ночь вдруг наполнилась светом не только от звезд и моего маленького фонарика...
И стало мне ясно тогда, почему каждый год на 33-й день после второго дня Песаха (в день ухода рабби Шимона в иной мир) именно сюда, на гору Мерон, тянутся вереницы людей по тропинке, вдоль которой с обеих сторон горят костры, чтобы день траура стал праздником света и добра, как завещал великий учитель...
Из века в век евреи приходили на могилы Праведников разных эпох, чтобы просить у Вс-него МИЛОСЕРДИЯ и СУДА! Любавические хасиды не стали исключением. Йосиф-Ицхак Шнеерсон рассказывал, что его дед, Шмуэль (Махараш) часто ходил на ОЭЛЬ своего отца, ребе Цемах-Цедека, а вернувшись, буднично и просто рассказывал о том, что услышал в ответ на свои молитвы и просьбы...
Но можно ли упрекнуть целые поколения Любавических хасидов в том, что они нарушали запрет ТОРЫ - "обращаться к мертвым" ?! (оступив немного от темы, скажу, что к моему великому сожалению, из-за недопонятости, а, точнее, из-за НЕЖЕЛАНИЯ ничего даже пытаться понять, - из моей жизни ушло немало друзей и знакомых, однажды поспешивших записать меня в число некромантов и вампиров.😪)
Нет!
     Приходящий к могиле праведника не может быть даже косвенно заподозрен в том, что он обращается к мертвому просто потому, что законоучители ТОРЫ не раз подчеркивают, что "простирающийся на могилах праведников и молящийся да не направит свои молитвы к мертвым, но должен просить лишь у Вс-него, благословен ОН, чтобы ТОТ даровал ему милосердие ради заслуг ПРАВЕДНИКОВ, спящих во прахе, душа которых хранима в хранилище ЖИЗНИ."

     Перед поездкой я очень много читал о Любавичах. Читаю и сейчас. Читаю, что пишет Марина. Как все просто в этом мире под небесами. Место, где правит Любовь. И если где-то и что-то идет совсем наоборот, то это мы, люди... Свободные в своем выборе. И оказывается, как иногда трудно выбрать ту сторону, где Свет. И опять я заканчиваю словами Марины.

     "Недавно в одной из Израильских групп кем-то из многочисленных участников был задан вопрос:
" Ведь правда, что самая прекрасная дорога - это дорога к дому?" И народ в комментариях вовсе не спорил с этой уже набившей оскомину, заученной с детства короткой фразой...
А вот мне вспомнилось, как однажды 7-ого Любавического Ребе спросили о том, "почему он живет не в Израиле, а в США?"...
Ответ был тоже короток : "Я на ЗАПАДЕ, а сердце мое - на ВОСТОКЕ..."
     Мы всю жизнь в дороге к ДОМУ, но...
     Где этот дом? Любая дорога под силу тем, кто шагает по ней с Г-дом и верой в справедливость ДОБРА...
" Если вам хочется бежать оттуда, где вы сейчас находитесь, в поисеах Иерусалима, то сделайте это место Иерусалимом!" Говоря это, Ребе, должно быть, уже знал, что через много лет, стоя у синагоги на Бронной кто-то будет с улыбкой смотреть на навигационный маршрут до Любавичей, представляя, как идет по этой тоненькой ниточке самого длинного и короткого в своей жизни пути..."

В тот день 23 июля мы ехали в Любавичи как созерцатели. Но увезли с собой чувство, что мы прикоснулись к вечности. Доброе, светлое чувство, пропитанное любовью к своему прошлому и настоящему. И мы уезжали из Любавичей с мыслью, что обязательно ещё вернемся сюда. Спасибо Марине за её гостеприимство и тот огромный багаж знаний, которым она с радостью с нами поделилась!
Tags: Вечное, Любавичи, Смоленщина, история
Subscribe

Posts from This Journal “Смоленщина” Tag

  • Остановившиеся мгновения.

    Наша жизнь - как текущая река. Тоненький ручеёк превращается в широкую реку постепенно, и нет возможности её остановить. Только вперед, к…

  • Село Нахимовское. Адмирал П. С. Нахимов.

    Павел Степанович Нахимов родился 5 июля 1802 г. в сельце Городок, что на Смоленской земле. Но детство его прошло в селе Волочек, недалеко от места…

  • День России. Драконы. Десногорск.

    Это уже пятая история о десногорских драконах, что обитают на берегу нашего Десногорского водохранилища. В этот раз я немногословен: ведь об этих…

  • По берегу Десногорского водохранилища.

    Смоленская область буквально напоена водой. Многочисленные реки берут начало в наших краях и текут во все стороны света. Много и озер. Но это…

  • Ландышевая пора.

    Этой весной соловьи пели как никогда долго. Майские жуки шли несколькими волнами весь месяц. Все резко росло, наливалось, расцвечивалось красками.…

  • Возвращение в Никитинку. Холм-Жирковский район. Смоленская область.

    История о деревне Никитинке, начавшаяся с письма, меньше чем за год из маленького росточка превратилась с большое дерево. Маленькая, исчезающая, как…

  • Соловьиная пора.

    Никогда так не пели соловьи. В этом году особенно пронзительно. Ночью их пение настолько мощное и слаженное,что будто раскаты близкого грома. А…

  • Берёзовый...

    Россию делает береза. Смотрю спокойно и тверезо, еще не зная отчего, на лес с лиловинкою утра, на то, как тоненько и мудро береза врезана в него.…

  • "Вас пригласить хочу на танец!.." Тамара Павловна.

    Тамара Павловна Аникина. Замечательный человек с трудной, многогранной, интересной судьбой. Родилась Тамара Павловна в 1937 году. На протяжении…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments