Вокруг да около Смоленской АЭС. Десногорск. (kirlish) wrote,
Вокруг да около Смоленской АЭС. Десногорск.
kirlish

Category:

Вщиж. Исчезнув, не забыт! 07.07.2020 г.

    Он расположился на границе Великого Брянского Леса, который во все времена, во все войны служил укрытием для целых народов и племен от беспощадных захватчиков. Балты прятались от славян, славяне и готы от гуннов, вятичи и северяне от хазар и от русов, русские - от ордынцев.
     Первый поход хана Батыя, внука знаменитого Чингиз-хана на Русь. Мощное, дисциплинированное войско буквально сметало русские города. Рязанской княжество. Владимирское. Пять дней держалась Москва. Торжок и Козельск держались больше недели.
Дальним северным бастионом Черниговского княжества в те времена был богатый город Вщиж. Названный от древнерусского «ущищать», маленький Вщиж прикрывал путь по р. Десне до самого Чернигова.
     Вщиж находился на высоком берегу р. Десны. Узлом обороны был княжеский Детинец. Его дубовая стена в 3 метра толщиной и 5 метров высотой пресекалась городнями (боевыми площадками) и замыкалась в шестиугольные стрелковые башни. На холме рядом стоял большой посад для жителей, защищенный валом с небольшой стеной. На стенах стояли метровые самострелы – арбалеты, стрелявшие железными стрелами. Общая численность дружин 4 князей не превышала 1000 мечей, но они были отлично оснащены. Многочисленные личины (защитные маски лица) тонкой работы, найденные археологами, тому подтверждение.
Далеко на севере - зарево от пожаров. Горит земля русская. Батый безжалостно покоряет Русь. Убивает, грабит, уводит людей в полон. И все жители Вщижа этой весенней ночью были в тревожном ожидании. Но сняв русские дозоры, монголы подкрались к спящему городу и ударили по открытому посаду конной атакой...
     Посадские не успели уйти под надёжные стены Детинца. Гибнут мирные люди. Дети, женщины. Главные ворота Детинца открываются...
     Князья отсиживаться не стали. Монголов было в 3 раза больше. Но открылись ворота княжеской крепости Вщижа. 200 конных гридней, маленькая дружина младшего брата – Святослава из деревеньки Брянск, ринулась на помощь посадским.
Замахали бунчуки тысячников, меняя направление атаки. Оставив несколько сотен биться с брянским князем, татары радостно вливались в Детинец через открытые ворота...
     И стал детинец ареной боя без выхода. Удерживая татар и давая жителям посада возможность уйти. Прикрывал отход сколько мог, брянский княже Святослав, закрывшись в каменной церкви с последними гриднями.
На рассвете бой утих. Потрескивали угли последних пожаров. И ничего не было слышно. В битве за Вщиж погибнут все его князья. Город исчезнет, новой столицей станет Брянск. Начнется другая история.

   
Город исчез. Через многие сотни лет его расположение было явлено благодаря помещику М. Н. Зиновьеву, написавшему знаменитому Карамзину Н. письмо:
«В здешней стороне есть предание, что село Вщиж было городом особенного удельного княжения. Еще до ныне в окрестности видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные кресты (на курганах), весьма не худо выделанные. Никто не знает, когда и кем сии кресты поставлены. Должно заметить, что в наших местах совсем нет гранита. На полях много курганов; один из них в самом селе и наполнен старинными кирпичами: сказывают, что тут была церковь. Выкапывают также немало медных крестов, икон, железной конской сбруи и прочее».
     Письмо М. Н. Зиновьева, не читавшего летопись, но знавшего устное предание о княжеском городе, помогло этому отождествлению. Так был обнаружен один из забытых и древнейших городов земли радимичей.



    Совсем рядом Овстуг - родина русского поэта Фёдора Тютчева. На камне тех времён высечены его стихи.

От жизни той, что́ бушевала здесь,
От крови той, что́ здесь рекой лилась,
Что́ уцелело, что́ дошло до нас?
Два-три кургана видим мы по-днесь...
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело,
Красуются, шумят, и нет им дела,
Чей прах, чью память кроют корни их.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.







    В 1819 году владелец Вщижа, г. Зиновьев, по просьбе Н. М. Карамзина произвел раскопку кургана, в котором была скрыта церковь, и нашел много церковных, бытовых и военных предметов, которые были представлены историку, но затем исчезли неизвестно куда. В 1840-х годах В.М.Зиновьева-Фомина произвела первые раскопки древнего города. Были найдены остатки кирпичной церкви, на стенах которой сохранились фрески. Во внутренности его были видны еще основания столпов, подпиравших своды храма и отделявших от него алтарь; амвон каменный; пол настлан из кирпича, залитого известью. В алтаре еще сохранился престол, сложенный из кирпича; в самом престоле сделана сзади печурка, где найдены кости животных, как следы поругания храма. Повсюду присутствовали следы пожара, уголь и оплавленный металл. У дверей здания обнаружили множество человеческих скелетов, что подтвердило предположение о гибели города во время монгольского нашествия.
     Навес над местом храма XII века во Вщиже.


    В 1844 году последующий владелец Вщижа, генерал-майор М. М. Фомин, также производил раскопки на месте храма, очистил кладку стен на 1,75 м. от поверхности земли, причем мусор вывозил под гору, где теперь идет дорога к Десне, посреди села. Внутри церкви у алтаря Фомин нашел несколько церковных вещей: два медных литых подсвечника, паникадило, киот и несколько крестов. Эти вещи были переданы в Московское Археологическое Общество, а затем в Исторический Музей. У церковного алтаря был найден кирпичный склеп и в нем громадный человеческий скелет – возможно, останки вщижского князя Святослава Владимировича.
В 1866 году, по отзыву местного помощника исправника, стены раскопанной церкви были целы и возвышались над землей от 0,5 до 1,25 м. Кладка была очень слаба, так что кирпичи свободно отделялись один от другого, и все остатки церкви можно было разобрать без труда, так как при малейшем прикосновении они разрушались. Чтобы оградить эти остатки от разрушения, Фомин обнес их забором и поставил на них часовню. Нынешний владелец имения, местный церковный староста г. Аникеев, не захотел поддерживать часовню, отошедшую уже к крестьянскому владению, и приказал ее разобрать.
Развалины остались среди улицы, и возвышающаяся над землею кладка была разобрана крестьянами. Наконец, ближайший к развалинам обыватель — крестьянин Василий Доримедонтов, перенес свой забор за пределы развалин, и теперь большая часть бывшего храма, за исключением части, выходящей на улицу, входит в усадьбу Василия Доримедонтова. Новый владелец начинает вынимать бут из фундамента, чтобы затем церквище разделать под огород. На разрушение последних остатков храма потребовалось лишь несколько лет.


    Так было тогда и так остаётся сейчас. Уникальнейшее историческое место беззаконно застраивается и сейчас. А крест в центре бывшего Детинца повален.







    Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери во Вщиже, уже пятая по времени постройки в 1886 году. Ранее в этом здании располагалась церковно-приходская школа.



    Дверь нам открыла Людмила Алексеевна. Бабушка, которая не только смотрит за местным музеем, но и ухаживает за церковью и близлежащей территорией.














    Рядом со зданием церкви - 300-летняя липа и крест, где захоронены останки людей, найденные при раскопках.












    В 1866 г. Вера Михайловна Зиновьева-Фомина обратилась к императору Александру II с ходатайством о "Возобновлении древней церкви во Вщиже или же о построении новой по добровольной подписке". Она писала: "В 40-х гг. по распоряжению моему зарыт курган в родовом моём имении с. Вщиж... и открыты значительные остатки стен каменной церкви времён удельного княжества Вщижского... и место погребения князя Святослава Владимировича при разрытии церкви отыскано у наружной стены с левой стороны жертвенника.
При разрытии церкви найдены: 2 медных подсвечника, медных орнамента со славянской надписью, по месту их нахождения, вероятно от Северных и Южных алтарных дверей. Малое паникадило, медные образки, складной серебряный крестик с изображением распятия и много разных железных и свинцовых вещей. Всё это с мужем моим предъявлено на рассмотрение Московского Археологического общества, которого он состоит членом... во мне появилось желание, если нельзя возобновить, то в таком же древнем стиле воздвигнуть новую церковь... своими средствами я не в состоянии этого сделать, муж мой прослужив 38 лет в артиллерии, удостоившись производства в Генералы уволен с пансионом от службы и при искреннем желании не имеет также средств на возобновление этого храма. Вщижский приход очень бедный, и так мы должны остаться при одном желании; по смерти же нашей как мы бездетные, то и желание наше вместо с древнею церковью зарастёт травою забвения..."
     Император поручил рассмотреть ходатайство Веры Михайловны обер-прокурору Святейшего Синода графу Толстому, который обратился к Председателю Московского Археологического Общества графу А.С. Уварову с просьбой определиться "на счёт древности означенных предметов, а равно о степени исторической достоверности сведений", изложенных Зиновьевой-Фоминой.
К сожалению, ходатайство В.М. Зиновьевой-Фоминой не было удовлетворено. 23 апреля 1867 г. состоялось заседание Синода, на которое были представлены "Докладная записка Поликарпа епископа Орловского и Севского", который отослал во Вщиж благочинного Стефана Красовского для сбора сведений о Вщижском храме и письмо (по сути, экспертное заключение) графа А.С. Уварова. "Святейший Синод... по рассмотрению этих бумаг вместе с запиской г-жи Фоминой признаёт желание её воздвигнуть на развалинах древнего церковного памятника храм, по возможности в прежнем стиле, весьма уважительным, но отказать её пособие на этот предмет из церковно-строительного капитала не находит возможным как по ограниченности этого капитала, так и по многочисленности строительных нужд, подлежащих удовлетворению на счёт оного".
     Когда уезжали, я склонился перед Людмилой Алексеевной и спросил, какая судьба ждет древнее городище. Людимла Алексеевна помолчала и ответила: "То нам неведомо, на всё воля Божия"...
Tags: Брянщина, Вщиж, история
Subscribe

  • Хореография и выпускной. 27.04.2018 г.

    Почти три года назад довелось мне побывать на занятии маленьких танцоров. А сегодня пригласили меня на выпускной урок. Маленькие, старательные, а…

  • Хореография. Ноябрь 2015.

    Дети мои стали великанами, как я... А я вот оказался в мире совсем маленьких детей. Не просто маленьких, а умненьких- разумненьких маленьких.…

  • Прощание с летом.

    А что будет завтра? — А завтра, уже в сентябре, Проснёмся с тобой, будет воздух прозрачен и чист, И астры зажгутся под утро у нас во дворе, И…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments