Почти год я пытался узнать настоящее название этого растения. Наконец нашёл. Благодаря моему другу Диме Эберлайну, который посоветовал приложение, позволяющее по фотографии любое растение распознать. Это растение частенько встречаем в своих долгих загородных проходках по полям-лесам, да и в самом городе тоже. Красивые, роскошные кусты со множеством белых соцветий-свечек... Несколько фотографий - и тайна раскрыта! И эта раскрытая тайна оказалась настолько неожиданной и необычной!.. Делюсь ею и ещё раз говорю: КРАСАВЕЮШКА!

Рейнутрия японская представляет собой многолетнее травянистое растение из семейства Гречишные. Тем не менее, с гречихой посевной, являющейся одним из основных продуктов питания в нашей стране, она имеет мало общего. Рейнутрия совсем не ядовита, однако является невероятно опасным инвазивным видом, которого в некоторых странах боятся как чумы. Из-за этого она окружена своеобразным мистическим ореолом и превратилась в объект городских легенд. Даже в наш век высоких технологий и крайне эффективных гербицидов бороться с данным растением почти невозможно, в том числе в развитых странах (это что-то вроде нашего вредоносного борщевика). Именно это делает рейнутрию японскую настолько удивительной: несмотря на все старания жителей Европы и Северной Америки, она по-прежнему приводит там к серьезным социоэкономическим проблемам. Очевидцы утверждают, что это растение попросту нельзя уничтожить или контролировать, а ущерб сельским труженикам, огородникам и садоводам оно наносит колоссальный.
Рейнутрия японская была привезена в 1840 году ботаником Филиппом Францем Фон Зибольдом из Страны восходящего солнца на флористическую выставку в нидерландском Утрехте. Голландцы хвалили растение за красивые соцветия и необычный орнамент, а кроме того, рекламировали его как отличный держатель почвы, корм для скота, защитник от ветра, медонос и растение с целебными свойствами. Никто даже не подозревал тогда, какого монстра ученые завезли в Европу.
В 1850 году Фон Зибольд послал росток рейнутрии в лондонский Королевский ботанический сад, и с тех пор потомки этого экземпляра заполонили почти весь Туманный Альбион. В 2010 году английские биологи провели масштабное исследование и изучили образцы рейнутрии в различных частях Британских островов. Оказалось, что все они имеют идентичную ДНК, то есть получается, что британский архипелаг завоевал всего один-единственный росток инвазивного растения.
В Соединенном Королевстве рейнутрия японская является особо важной проблемой. Здесь ее можно найти в любых лесах, на берегах рек, на обочинах дорог и, конечно же, в садах граждан. Британцы создали целую индустрию по борьбе с этим растением, однако результаты всех исследований, экспериментов и работ по его устранению совершенно не впечатляют. По мнению экспертов, экономически эффективного способа борьбы с этим захватчиком может просто не существовать.
С 1990 года в Великобритании строго запрещено транспортировать рейнутрию в любом виде. Если она растет на расстоянии хотя бы десяти метров от вашей собственности, банки откажутся выдавать вам кредит под залог недвижимости. А выгодно продать участок, наводненный зеленым захватчиком, и вовсе невозможно в этой стране. Среди британцев то и дело вспыхивают судебные процессы, когда одни соседи обвиняют других в заражении их участков бесконтрольным растением.
Рейнутрия размножается бесполым путем и прорастает из корешков размером меньше фаланги пальца. Мощные корни взрослого растения уходят глубоко под землю, образовывая там огромные сплетения, которые удаляются с колоссальным трудом. Распространение захватчика не останавливают стены, дороги и другие препятствия, и растет он настолько быстро, что сразу вытесняет всю другую флору и даже фауну, из-за чего эти места вскоре покидают животные, птицы и даже насекомые.
Возникает закономерный вопрос: почему же рейнутрия никогда не доставляла никому неприятностей у себя на родине? Ответ прост: в Японии повсеместно водятся листоблошки Aphalara itadori, питающиеся исключительно этим растением и с легкостью контролирующие его распространение. Разумеется, данных насекомых пытались интродуцировать в другие страны с рейнутрией, в тот же туманный Альбион, однако японские травяные блохи, увы, не приживаются за пределами своей естественной среды обитания. Вот такой парадокс.