СергийAlёna. Об увиденном нами. Десногорск. (kirlish) wrote,
СергийAlёna. Об увиденном нами. Десногорск.
kirlish

Мария Клавдиевна Тенишева. Созидательница. Флёново.

    Мария Клавдиевна Пятковская родилась в Петербурге в 1867 году. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был ее отцом, называлось даже имя императора Александра II. Окончив частную гимназию, девушка была рано выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и вскоре родила дочь Марию. Но брак оказался неудачным. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно» – вспоминала Мария Тенишева позже.1881 году, забрав с собой маленькую дочь, Мария Клавдиевна, обладательница восхитительного сопрано, уезжает в Париж для обучения пению. Желание стать профессиональной певицей настолько велико, что неудовольствие родных людей ею не принимается во внимание. Возвратившись из-за границы, Мария Клавдиевна сближается с подругой детства княгиней Екатериной Константиновной Святополк-Четвертинской, которая приглашает молодую женщину погостить в своё родовое имение Талашкино. По соседству с Талашкино находились и земли князя Вячеслава Николаевича Тенишева – крупнейшего российского промышленника и землевладельца. На Смоленщину князь каждое лето приезжал поохотиться. Князь В.Н. Тенишев был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте была не столь важна и заметна. Значительно большее значение имело обнаружившееся родство душ. После скорого развода князя В.Н. Тенишева с первой женой и, в свою очередь, расторжения брака Марией Клавдиевной, они в 1892 году обвенчались.
     Так Смоленщина приобрела удивительного человека. И сегодняшняя прогулка будет рассказом о Марии Клавдиевне.

   Правда родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна так и не была вписана.
     Тенишев дал Марии Клавдиевне, помимо духовной опоры, княжеский титул, состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки.
     Ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей.
     Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало Талашкино — родовое имение ее подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели 1893 году, оставив управление делами в руках бывшей хозяйки. Тенишева и Святополк-Четвертинская реализовали в Талашкино мысль об «идейном имении»: просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы.
     Талашкино превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. Неорусский стиль в искусстве - «родом» из Талашкино.
      В 1894 году Тенишевы покупают около Талашкино хутор Фленово, открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу - с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина.


   Улица тут одна. И называется Музейная. А в доме живут в основном музейные тётушки-работницы.

   При школе по инициативе княгини были созданы учебные мастерские прикладного искусства: керамическая, столярная, резьбы и росписи по дереву, окраски тканей и вышивания, чеканки по металлу.Дети из бедных семей, да и большинство учеников принимались на полное попечение. По-соседству со школой были выстроены уютные дома для мальчиков и девочек. Плохо успевающих учеников из школы не отчисляли. Учили какому-либо ремеслу. Способных и талантливых детей княгиня М.К.Тенишева отправляла учиться дальше в Смоленск, в Петербург, за границу. В своих воспоминаниях княгиня писала: «Приходит в школу бессознательным дикарем - ступить не умеет, а там, смотришь, понемногу обтесывается, слезает грубая кора - человеком делается. Я любила разгадывать эти натуры, работать над ними, направлять их… Да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направить его силы и способности».
     О том, что все эти благотворительные дела шли от чистого сердца, свидетельствует и отзыв одного из современников: «… в благотворительности Марии Клавдиевны….ничего показного, бьющего на дешевый, чисто внешний эффект. Все глубоко, все от сердца». Княгиня Тенишева старалась приобщить своих воспитанников к искусству. Ее дружба с музыкантом Андреевым, который впервые вывел на столичные подмостки народные инструменты, привела в конечном итоге к созданию в Талашкино оркестра балалаечников. А музыкант оркестра Василий Александрович Лидин и вовсе покинул Петербург, переехал в Талашкино и возглавил созданный им оркестр народных инструментов. Андреев часто бывал в имении Тенишевых; участвовал в концертах вместе с крестьянскими детьми.



    Сама же она была замечательным художником-эмальером. Ее работы выставлялись в Париже, получив единодушное одобрение мастеров-профессионалов (вещь небывалая для женщины, да к тому же иностранки) в Италии - родине эмали, в Лондоне, Брюсселе, Праге.

   Сергей Малютин – автор резного «Теремка» (1902). Его мы видим почти сразу, как заходим за ворота. Опять же, как и сама Тенишева, это человек – кладезь талантов: он и художник, и архитектор, и сценограф, в общем, на все руки мастер. И игрушку матрёшку придумал он.




    Музейный кот и ёжик.



    А воздух тут!  Так и хочется присесть на скамеечку и послушать тишину.

   Малютин и архитектор церкви Святого Духа (1903-1908), которую расписывал уже Рерих. Церковь находится на высоком холме. Она строилась еще и как будущая усыпальница Вячеслава Николаевича Тенишева.

    Сейчас она очень серьёзно реставрируется. И лик Христа укрыт сеткой.











   Николай Рерих, прежде всего для Фленово, - художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой. Он приехал в Смоленск по приглашению княгини. Город, а особенно Смоленская Стена, его сильно впечатлили: «Холмы смоленские, белые березы, золотые кувшинки, белые лотосы, подобные чашам жизни Индии, напоминали нам о вечном пастухе Леле и красавице Купаве, или, как бы сказал индус, о Кришне и Гопи». Рерих написал здесь несколько картин («Сторожевая башня», «Общий вид стен кремлевских», «Смоленская башня» и др.). В Художественных мастерских он занимается керамикой (в «Теремке» есть его работы – ваза и картины). А через несколько лет вновь приезжает во Фленово, чтобы расписать церковь. Успевает выполнить фрески алтаря, расписать одну из арок и выложить мозаику над главным входом (началась Первая Мировая). Росписи были на тканевой основе! И по этой причине не сохранились. А главное – Рерих над алтарем изобразил не Русскую Богородицу, а Матерь Мира, то есть отошёл от православных канонов, и поэтому самой церкви строго отказали в освящении. Освятили лишь её цокольный этаж (усыпальницу). После революции из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, вынесли тело князя Тенишева. Говорят, что какие-то крестьяне всё-таки тайно его перезахоронили, в березовой роще. И сейчас около церкви стоит символический крест в память о хозяине этих земель, благодетеле и муже княгини Тенишевой.


   С революцией 1905 года прервалась прежняя жизнь в «русских Афинах». Начались поджоги, в школе велась революционная пропаганда. Княгиня М.К. Тенишева не могла понять, почему с любовью созданный ею мир разрушается на глазах. В воспоминаниях княгини читаем её размышления о происходящем:«Гляжу на все как на роковую долю свыше. Должно быть, это так надо... Там, где была школа, - тишина. А над ней, высоко на горе, стоит одиноко на вершине венец дела любви - храм. Во время заката уныло гляжу я с балкона на пламенеющий крест, горюю, страдаю и по-прежнему люблю. Долго я урезонивала самое себя, долго болела душою, но, наконец, после многих бессонных ночей и сильной внутренней борьбы я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и пользы. Нужно отбросить личную вражду, обиды, все это сметется со смертью моих врагов и моей. Останется созданное на пользу и служение юношеству, следующим поколениям и родине. Я всегда любила ее, детей и работала, как умела».







  После 1917 года Мария Тенишева эмигрировала в маленький городок под Парижем. Денег нет, зато есть её любимый набор: трудолюбие, энергия, талант. Мадам Русская Княгиня и здесь находит применение своему дару творить - становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью. В 1928 году княгини не стало.





Tags: музей, смоленщина
Subscribe

Posts from This Journal “смоленщина” Tag

  • Вот вам баннер - Новый год!

    В нашем Десногорске семимильными шагами развивается детский баскетбол. А это не только тренировки и соревнования. Обратились ко мне родители детей,…

  • Мачулы. Поместье Энегельгардтов. И ёжик. 25.11.2017 г.

    Эта история началась больше месяца назад с посещения таинственной ЭНГЕЛЬГАРДТОВСКОЙ. А продолжилась сегодня в имении, где проживали представители…

  • Энгельгардтовская сторона. Смоленщина.

    Конец 1980-го года. Едем в кабине огромного "Урала" с мамой и братом. Ночь режется ножом света фар, и белые снежные мухи летят,…

  • 17 километров счастья. 19.07.2017 г.

    Просто взять и пойти куда глаза глядят! Бодрым шагом. Тёплый ветер и солнышко смешливо подталкивают в спину. Идти легко. А впереди у нас -17…

  • Реадовка. Выбор человека.

    На самой окраине Смоленска находится это место - Реадовка. Красивое, с глубоким оврагами. Сейчас здесь красивый парк. Место отдыха жителей…

  • Разнотравье. Июль 2017 г.

    В наших краях со времён распада Союза природа почти сразу взяла своё. И если хочешь ощутить её первозданность, то понадобится всего десять минут,…

  • Вокруг Смоленской АЭС. 3.07.2017 г.

    Сразу скажем, что мы не пересекали линию, за которой фотографировать нельзя. Поэтому круг в 15 километров был широким. Погода сегодня тоже…

  • Загородное. 23.06.2017 г.

    В Десногорске природа рядом. Таинственные чащи, уходящие в дали тропинки. Только надо вовремя повернуть назад. Иначе загородная прогулка может…

  • Дорога в буж. Дорогобуж. Май. 2017 г.

    Да, это дорога в гору. В буж. В верховьях Днепра стоит город с великой историй и грустным настоящим. Как и Рославль, основал Дорогобуж князь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments