СергийAlёna. Об увиденном нами. Десногорск. (kirlish) wrote,
СергийAlёna. Об увиденном нами. Десногорск.
kirlish

Ярославль. Великий и неповторимый. Июль. 2015г.

     Бывает и так, что осознаёшь невозможность описать произошедшее. Слишком огромное и невероятно прекрасное. Когда тысячи невидимых флюидов атакают тебя своей новизной, открытым знанием, красками и белизной. Один километр, десять, тридцать. И всё ногами . Гонишь усталость прочь, ведь мы мало что успели. Лишь часть будет передана ниженаписанным, но надеюсь, что вы сможете ощутить удивительное.

     Со стороны Москвы въезд в Ярославль был через огромный нефтеперерабатывающий завод. Очень большой город, и когда вечером появилась возможность выйти на улицу, вышли.

     Хайтековский планетарий, постороенный совсем недавно. Отдельная история и немаленькая, но рассказать должен. Пятиглавый, красного кирпича храм с окнами, богато украшенными изразцами, и колокольней – Никола Мокрый, как называют его в народе. А рядом лебедем плывёт белоснежная церковь Тихвинской иконы Божией Матери...

     До самых верхов  храм украшен дивной золотистой росписью фресок, хорошо сохранившейся, хотя, несомненно, нуждающейся в реставрации. На будущий год росписям этим, сделанным костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным, исполнится 340 лет. Насколько же должны быть высоки техника написания и качество, чтоб при таких условиях фрески до сих пор сохранились! Ярослав Мудрый осваивал Север со своей дружиной и натолкнулся на яростное сопротивление местных племён. У здешних был тотем – медведь, он и сейчас есть на гербе города Ярославля. Медведица, которую язычники натравили на князя, настолько была мощна и страшна, что они ей поклонялись. Но князь эту медведицу умертвил: по одной версии копьём проткнул, а по другой – секирой. И капище разрушил. Тогда они поняли, что княжеский Бог сильнее их бога и покорились ему. На этом месте у местных жителей было капище. И чтобы не осталось у них возможности совершать жертвоприношения – так всегда делалось русскими православными князьями – здесь поставили церковь. Язычники должны были принять православие, чтобы вообще подойти к этому месту. Церковь сначала была из дерева и не один раз горела. А в 1672 году на деньги ярославских купцов и посадских людей был построен этот храм. Храм имеет два предела – святителя Алексия и святой великомученицы Варвары. По всей галерее шли окна, ставни на лето убирали... В связи с 1000-летием Ярославля государством были выделены 9 млн рублей на восстановительные работы. На эти деньги поправили колокольню (она на 2 метра от оси отходила) – забетонировали и укрепили основание. Сменили крышу и застеклили верхние окошки – они были вообще без стёкол, и с улицы сюда попадал снег. На большее денег не хватило...                                                                                              Никола Мокрый. История такова. Один киевлянин отправился с женой и ребёнком в Вышгород, чтобы поклониться чудотворной иконе святителя Николая и мощам князей-мучеников Бориса и Глеба. Когда они плыли в лодке по Днепру, молодая мать задремала и младенец, соскользнув с её рук, упал в воду. Со слезами родители стали взывать о помощи к Николаю Чудотворцу и всю ночь, непрестанно молясь, спешили на лодке в город. В это время, приготовляясь к заутрене, пономарь Софийской церкви услышал плач младенца. Он призвал сторожа, но тот ответил, что никого не пускал в храм на ночь.Тогда оба они, освещая себе путь свечой, пошли на доносившийся звук плача. Перед иконой святителя они увидели младенца, как будто только что вынутого из воды. Когда же родители младенца подошли к Софийской церкви, то услышали слова пономаря: «Святой Николай Чудотворец вынул из воды и принёс сюда младенца». Весть о чудесном происшествии быстро облетела весь город...
      В 1918 году в Ярославле произошёл белогвардейский мятеж, начало которого, видимо, было связано с расстрелом Царской семьи. Белые ожесточённо воевали, центр города был разрушен. А здесь был их последний оплот. Когда красноармейцы ворвались сюда, то расстреляли всех прихожан, которые стояли на службе. Здесь же, во дворе храма, ранили полковника, предводителя восстания. Его взяли в плен и потом расстреляли. А на колокольне, той, которую недавно ремонтировали, в 1993 году нашли скелет юнкера с винтовкой-трёхлинейкой в руках. Наверху с документами, при портупее. И всё это сохранилось. Тогда собрали целый ящик гильз от «максима».
      В 1903 году молодой Николай Рерих совершал большое паломничество по России. На полотнах художника – храмы Ярославля, Пскова, Ростова Великого. На одной из картин изображён вход в церковь Николы Мокрого. Прошло 100 лет, и мы можем видеть, как изменилось это место: заложен кирпичами вход, заросла дорожка... Он словно предчувствовал, написав в своей статье «Тихие погромы»: «Печально, когда умирает старина. Но ещё страшнее, когда старина остаётся обезображенной..."
      Вот столько места уделил всего-то началу открытия этого солнечного города.

     Через дорогу парк, где естественно не мог не запечатлеть вот такое!


     Шли мы по городу. А вокруг шли люди.Такие же как и мы, первооткрыватели Ярославля. Все вертели головами. Беспрерывно фотографируя. Наверное один из образов этого города. Человек с фотоаппаратом в руках.


     Богоявленская церковь.

     Главное украшение храма — росписи, сплошным ковром покрывающие его стены. Они посвящены евангельским событиям. Построен в 1684 году. Колокольня у церкви покосившаяся — это результат действия текущей под ней закопанной речки Нетечи. Совсем рядом Богоявленская площадь и Спасо-Преображенский монастырь. Ну и как же без улыбки!


     Сейчас тут музей. Хотя постепенно, очень медленно храмы возвращаются обратно в лоно церкви. Вот и в тот день должна была пройти первая служба в Введенской церкви на территории музея. Смотрительницы музея по этому поводу немного грустили, дескать, скоро нас уволят. А это роспись Преображенского собора.
     Вид с 32-метровой колокольни.

     И одна из главных достопримечательностей Кремля, медведица Маша.


     Когда смотрели с колокольны на понораму города, поражались, сколько же тут много церквей! Сбились со счёта на втором десятке и были потрясены потом вот такими фактами.
      В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма, 25 593 часовни, 1025 монастырей. А в 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей. Без внимания не остался и Ярославль. В 1920—1930-е годы в городе необычайно активизировалась деятельность союза воинствующих безбожников, и наиболее активные его члены начали кампанию за снос церкви Ильи Пророка. Только представьте этот город, где в центре вместо белой церкви стоит памятник революции. А именно это и собирались сделать коммунисты. Собрав несколько тысяч подписей, организация воинствующих безбожников обратилась в городскую администрацию с требованием убрать с центральной площади советского областного центра неподходящий храм. На его месте планировали поставить памятник борцам революции. Однако сносу храма активно воспротивились сотрудники сектора архитектуры Главнауки П. Д. Барановский и Н. Н. Померанцев, и сотрудники ярославского музея ( в особенности исполняющий в то время обязанности директора музея Н. В. Кузнецов). Благодаря их усилиям храм был спасен.

     Полностью был уничтожен Успенский собор. Отличался богатейшей настенной росписью XVIII века. 26 августа 1937 года он был взорван, а на его месте разбит городской парк культуры и отдыха. Конечно, в 2010 году было закончено его строительство, но памятник архитектуры вернулся в совершенно ином виде.


     Церковь Петра и Павла и церковь Николая Чудотворца находились близ Пятницкого спуска к Волге. Взорваны в 1937 году. П. Д. Барановский по этому поводу писал: «На Ярославле я поставил крест, когда тамошние варвары взорвали церковь Петра и Павла на волжском берегу. А ведь она в 1922 году была отреставрированна мною, и сияла божественной красотой. После этого я себе сказал: ноги моей там не будет...».
     Более чем сорок храмов были уничтожены.



     Нельзя не сказать о следующем. Ведь это наша боль, наша история. Сто лет назад, в начале 1913 года в Российской империи начались грандиозные торжества: династия Романовых отмечала свое трехсотлетие. Весной центр празднования переместился из Санкт-Петербурга в провинцию. И вот 21 мая 1913 года сотни ярославцев встречают императора Николая II с семейством… В дневнике он запишет: «Город такой чистый и красивый с реки…» Государь пробудет здесь два дня. Августейшие путешественники осмотрят ярославский кафедральный собор, побывают в церквях Иоанна Предтечи и Ильи Пророка, а также в Толгском монастыре…


    Ловим интересные кадры и идём куда глаза глядят.





      В итоге город выводит на смотровую площадку. Дух захватывает. Волга и ветер. Дали и горизонт. Баржи, корабли и кораблики. Потрясающе!



     Император Александр I посетил Ярославль в 1823 году. Запустение, царившее на набережной, его сильно разочаровало. И император выделил на укрепление берега и строительство набережной 20 000 рублей. Большие по тем временам деньги. Смотровая площадка-грот напротив путевого дворца Александра I была построена именно в это время. После отъезда императора дворец занял губернатор, от его дома к гроту вел подземный ход.


     Вот так и сидели в этой беседке тёплыми летними вечерами горожане. Попивали чаёк. Вели долгие разговоры. А зимой молодые парни лихо скатывались с крутого берега на санках, красуясь перед барышнями.


     Впитывая душой каждое мгновение, любуясь красотой, постепенно доходим до Успенского собора и далее до знаменитой стрелки. В 1010 году, на месте, где река Которосль впадает в главную судоходную реку России Волгу, Ярослав Мудрый решил основать город, названный в его честь Ярославлем. Сейчас место слияния рек называется Стрелка. Музыкальные фонтаны. Раздолье. Суббота и свадьбы. Все здесь и слова вобщем-то не нужны.




















     В радости и любви проживаешь эти дни с городом. И если "увидеть Париж и умереть", то увидеть Ярославль - это поселить в своём сердце счастье!




Tags: Ярославль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments