СергийAlёna. Об увиденном нами. Десногорск. (kirlish) wrote,
СергийAlёna. Об увиденном нами. Десногорск.
kirlish

Исчезнувшая узкоколейка. 05.09.16 г.

Помните историю из прошедшей зимы о дрифте в Городецком карьере.? И совсем недавнее о путешествии к стыку трёх областей. ?
     Теперь нам предстояло не менее увлекательное приключение. Поиски следов исчезнувшей узкоколейной дороги, которая когда-то была в наших рославльских и ельнинских лесах. Эта железная дорога была овеяна историями о паровозе-призраке, а ещё о таинственной старухе в белом одеянии.

Состав нашей экспедиции на трёх "Нивах" был таким.

Подкачка колеса перед выездом.

С самого утра лил дождь. Иногда превращался в ливень, но на желание разгадать тайну узкоколейки он не влиял.



Интерьер одной из "Нив" и руки опытного Лёхи.

Проезжаем мимо Водопада.

Дорога на Савеево проходила вдоль водохранилища. Потом на Ведерники и Заболотье. Зелёным обозначена  железная дорога, а жёлтая точка - та её часть, которую мы в итоге обнаружили.

Дорога-бетонка, и ей больше 30-ти лет.






     У Савеево более чем 300-летняя история. В 1719 году дворянином Иваном Ивановичем Шупинским в Савееве была построена деревянная церковь Введения в Храм Пресвятой Богородицы. С тех пор для жителей деревни церковный праздник 4 декабря является престольным. Более поздние сведения о деревне сохранились и в «Списке населенных мест Смо­ленской губернии за 1859 год». О деревне сказано следующее: «Савеево Заболотской волости находится в 40 верстах от уездного города Ельни. Деревня располагается у реки Катаровки и насчитывает 11 дворов. Душ мужского пола 46, женского – 34». По этому же списку за 1904 год отмечается: «Савеево, село – 19 дворов. 65 мужчин, 89 женщин, церковь, ярмарки 8 июля и 22 октября». В годы Великой Отечественной войны деревня была оккупирована фашистами и находилась в оккупации с 1 августа 1941 года по 23 сентября 1943 года. При отступлении немцы дотла сожгли всю деревню, а оставшихся в живых жителей угнали в Германию.




Сельский магазин.

Даже в такой глубинке - приметы грядущих выборов.

Местные жители.


Указатель гласит, что до реки всего лишь 300 метров. Наверное, эта информация для многочисленных туристов.

Клуб. И ансамбль ветеранов Смоленской АЭС "Гармония" тут тоже выступал.

Поворачиваем в сторону Заболотья,  и - неожиданная рекламная растяжка, призывающая скупать местные земли.







На въезде в Заболотье - здание бывшего автовокзала. За ним - поворот направо в сторону покинутой деревни Горбачи. Но сперва переодеваем обувь.









Первое видео о преодолении дороги.
Следующее видео.

На въезде в Горбачи посетили оставленный хозяевами дом. Миша нашёл там игрушку и даже пытался усадить её на капот.

















    Потом произошло очень необычное событие. Лёха решил эффектно преодолеть участок пути на камеру. Машину развернуло.

Не меньше часа потратили на вызволение Нивы из плена.

Но самое интересное, что машина встала на траектории бывшей узкоколейки. Развернувшись носом в сторону тупика.
     Под Ельней до недавнего времени была довольно большая и разветвлённая узкоколейная сеть, охватывавшая лесной массив, расположенный к югу от города. Непроста и интересна была её история.      Ельнинская УЖД была построена в годы Великой Отечественной войны. По мнению большинства местных жителей, строили её немцы, и во времена войны она использовалась как военно-полевая узкоколейка. Сразу после войны по УЖД началась вывозка леса. В 1947 году дорога уже активно работала как лесовозная. Особенностью Ельнинской узкоколейки являлось то, что первоначально колея дороги была 600 мм. В пути были уложены рельсы завода «Крупп» 1938 и 1939 годов выпуска. Магистраль УЖД протяжённостью около 20 км вела из города в посёлок Луки, где находился лесопункт Ельнинского ЛПХ. За Луками начинался основной район лесоразработок. В конце 40-х – начале 50-х годов на узкоколейке работали два маломощных четырёхосных бензиновых мотовоза. Это были либо какие-то немецкие мотовозы, либо переделанные на колею 600 мм отечественные мотовозы МУЗ4. Вагонный парк преимущественно состоял из четырёхосных платформ. На УЖД был очень сложный профиль пути. В связи с частыми затяжными подъёмами мотовоз мог брать состав, состоящий лишь из двух гружённых платформ. В 1958 году узкоколейку перешили на стандартную колею 750 мм. На ней появились новые локомотивы. Местные жители утверждают, что это сразу были дизельные мотовозы МД54-4. Однако принимая во внимание, что серийный выпуск МД54-4 был начат лишь в 1960 году, можно предположить, что либо до МД54-4 на УЖД работали МУЗ4Д, либо фактически перешивка была осуществлена несколькими годами позже. После перешивки в вагонном парке УЖД появились лесовозные сцепы. Мотовозы МД54-4 возили составы по 2 – 3 сцепа, что было почти в 2 раза больше, чем при старых бензиновых мотовозах. В 60-х годах за Липнинским разъездом от 13 км магистрали дороги начала строиться многокилометровая ветка, уходящая в район деревень Павлово, Холм, Новоспасское. Несмотря на то, что Ельнинская УЖД до последнего времени была единственным средством сообщения с леспромхозовским посёлком Луки и многими находящимися около её трассы деревнями, пассажирского движения на ней никогда не существовало. Местные жители довольствовались ездой на попутных мотовозах, благо движение поездов было довольно частым. На УЖД не было и связи. При встрече поездов на перегоне один из мотовозов осаживал состав до ближайшей стрелки или разъезда. Скорости движения были низкими (10 – 12 км/ч), в результате чего лобовые столкновения поездов были практически исключены. А вот сходы подвижного состава, наоборот, случались довольно часто. Начиная с 1980 года на узкоколейку Ельнинского ЛПХ стали поступать тепловозы ТУ6А. Всего за период с 1980 по 1985 год их поступило 4 единицы. При этом к 1985 году в работе оставались ещё 2 – 3 мотовоза МД54-4. Во второй половине 80-х годов путь дороги окончательно пришёл в упадок. Грузовые поезда двигались с черепашьей скоростью 5 – 7 км/ч, вагоны и тепловозы постоянно сходили с рельс. Давно прогнили и развалились почти все деревянные мосты УЖД. Машинисты вспоминают, что по мосту через речку Казаринку в последнее время в тепловозе ездить боялись, настолько был ветхим мост. Тепловоз с составом запускали по нему самоходом, то есть ставили первую передачу и перед рекой выпрыгивали из кабины. За мостом машинист догонял локомотив и, запрыгнув в него на ходу, продолжал управление. В конце 80-х годов в связи со строительством в Новоспасское автодороги вывозка леса по УЖД была прекращена, леспромхоз перешёл на автовывозку. К тому времени на узкоколейке остался один рабочий тепловоз, на котором работал единственный машинист. Движение осуществлялось далеко не каждый день и представляло собой неблагодарные попытки вывозки леса по развалившимся путям. К 1990 году магистраль УЖД была полностью разобрана, в некоторых местах по её трассе пролегла новая автодорога на Верхнеспасское, Рославль.
     В начале 90-х годов началось буквально разграбление железной дороги. Снимали рельсы, шпалы. За 25 лет дорога зарастала и обнаружить её стало почти невозможно. Но мы, благодаря Лёхе, нашли её почти сразу. После освобождения машины выдвинулись в лес. Грибов там было столько, что и коса бы не помогла.














Здесь пролегала узкоколейка. А это - найденная её часть, которую охотники за металлом пропустили.




Следы человеческой деятельности.



Идём по железной дороге, которой нет... И опять доказательство её пребывания тут в былые годы.





Остатки небольшого мостика. На нём лежали шпалы.


Пора было возвращаться, и мы, к счастью, не столкнулись с чем-то страшным, как в этой истории.
     Есть около Заболотья место, которое называется Амшара. Оно пользуется дурной славой среди местного населения. Изредка происходят тут жутковатые происшествия. Так, например, в середине шестидесятых годов управляющий отделением местного совхоза повстречался в лесу с некой "призрачной старухой". Он пошел вместе со своей собакой на охоту. Было около шести часов вечера. Стемнело. Внезапно собака куда-то пропала. На призывные крики хозяина не отзывалась. Охотник принялся искать ее и в лесной чаще столкнулся вдруг лицом к лицу со страшной старухой в белом одеянии. Было в облике старухи нечто такое, что охотника проняла дрожь. Он вскинул со страху свою двустволку и нажал сразу на оба ее курка, чтобы выстрелить по этому кошмарному "видению". Однако оба курка дали осечки, выстрелов не последовало. В следующую секунду старуха в белом одеянии растаяла в воздухе как дым. И тут же откуда-то из кустов выскочила перепуганная собака. Подвывая, она кинулась к своему хозяину, стала тереться мордой о его ноги, как бы упрашивая погладить ее, подбодрить… Охотник, озадаченный двойной осечкой курков двустволки, направил ружье в небо и опять нажал на курки. На сей раз осечки не было. Двустволка сработала исправно — дважды выстрелила.






Мы остановились на обратном пути в деревне Горбачи. Последний житель покинул её в 2014 году. Большой беспорядок. Дома изнутри будто взорваны.





Телевизор.

Заходим в дом. Было жутковато. Ведь история с Домом до сих пор не идёт из головы.









Собачья конура.

Следующий дом. Остатки прялки.







Бывшая баня.
    В этом доме нас ждала закрытая красная дверь. В неё Миша уважительно постучался.






Дом освящён, над косяком белый крест.





Ребята тем временем под проливным дождём расстелили скатерть-самобранку в виде армейского пайка. И накормили им семь человек. А бутылка с непонятной огненной водой и находящимися в ней коброй и скорпионом была из далёкого Таиланда.










Ещё видео.
Мы покидали таинственное место. Обезлюдевшее место. Здесь такое чувство, будто цивилизации и человечества нет вообще. Хотя лет сто назад каждый клочок земли тут был обихожен и возделан. А теперь - только смех нашей неугомонной компании разгоняет тишину. Благодарствую всем участникам этого необыкновенного путешествия!









Tags: таинственное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Bestkiria_t

September 7 2016, 16:00:25 UTC 1 year ago

  • New comment
Захватывающе и интригующе! На самом деле, ощущение таинственности имеет место быть... Особенно, когда молодость прошла под впечатлением произведений небезызвестных авторов. Поэтому очень понятна (теоретически) эта ваша непоседливость и желание "приручить" территорию вне всеобщего доступа - ведь "сталкеров в рай без очереди пропускают"...
Печальные развалины с мусором... Если бы здесь отсутствовала цивилизация и человечество, было бы не так таинственно. А тут...
"А окраины пустеют. И уже некуда возвращаться вставшим из могил покойникам.....поэтому они печальны и сердиты.."...
И почему мне не когда не попадаются всякие привидения? Постаревший призрак Анны Катерик бродит, понимаете ли, по всей Европе... А мне хоть бы одним глазком... На секундочку... Не везет - так не везет!
"Пикник на обочине какой-то космической дороги".... Правда, есть во всем этом что-то космическое. В том смысле, что хаос правит миром.
Про узкоколейку в принципе было интересно узнать. Я-то по тупости своей раньше думала, что у нас узкоколейкой называют стефенсоновскую колею, а все, что меньше - только для лошадиной тяги. А тут вон как - целый ассортимент стандартов :)
Смелость и безбашенность честной компании просто поражает! Машины, ошалев от схватки с бездорожьем, буквально бросаются прочь, в лес, на вечный отдых!... А они ржут аки парфянские жеребцы! Надеюсь, вы помните, что катафракты (парфянские конники) прославились своими атаками "в лоб" сомкнутого строя тяжелой пехоты? Вот и вы также - напролом, вопреки и назло обстоятельствам.
Безумству храбрых поем мы песню!!!