СергийAlёna. Об увиденном нами. Десногорск. (kirlish) wrote,
СергийAlёna. Об увиденном нами. Десногорск.
kirlish

У Лукомльского озера. Анна Савельевна. 24.07.16 г.

  Ранним утром мы выехали из Новолукомля. Вчершнее вечернее знакомство с пряничным домиком подвигло нас узнать продолжение истории. Дорога лежала вокруг Лукомльского озера к деревне Кащино. Там живёт Анна Савельевна Осипкова.
  Маленькую внучку вырастили и выпустили в жизнь бабушка с дедушкой. Самым большим авторитетом для маленькой сельской художницы был дедушка. Жили бедно. Даже посуду купить было не на что. Ложки и миски дед делал из дерева. За этим занятием всегда с любопытством наблюдала маленькая Аннушка. Именно тогда в её сердце зажглись первые искорки той горячей любви к дереву, которая и сделала ее известным мастером. В 50-е годы деревообрабатывающее ремесло знали в каждой хате, но как к искусству к нему не относились. Домашний резчик давал дельные советы внучке по живописи и помогал в создании первых «шедевров». К талантливой девочке питали уважение односельчане. Директор местного рыбхоза подарил юной художнице набор цветных карандашей своего сына. До сих пор не забыла Анна Савельевна те маленькие «огрызочки». Что это был за подарок, как билось от счастья маленькое сердце, поймет лишь тот, чьё детство прошло через лишения послевоенной поры. Она берегла свои карандашики, как самое дорогое сокровище. С их помощью готовила работы на конкурсные экзамены в Витебский пединститут. Правда, цветов для создания нужной гаммы не хватало, приходилось пользоваться подручными средствами. Например, темень партизанской ночи дедушка посоветовал сделать сажей. Ох и повеселились члены комиссии в вузе, разглядывая представленные на суд рисунки абитуриентки! Однако в институт приняли. И это была первая настоящая победа.
     От Новолукомля до Кащино всего 20 километров. Дорога без асфальта. Лесные деревушки.




  Первая остановка. Деревня Млын. Тут Анна Савельевна жила с мужем. Когда он ушёл из жизни, она продала этот дом и переселилась в Кащино. Там у неё сестра Наталья и племянники. И школа, в которой она работала учительницей рисования.


  Недалече - лесное озеро.

    Все, кто учился у Анны Савельевны, помнят её необыкновенные уроки. Задолго до объявленной в стране эпохи педагогов-новаторов она «заболела» нетрадиционной педагогикой. Уроки рисования обычно проводила за стенами школы. В лесу, на поляне, на берегу озера. В походе, у костра, самый неисправимый хулиган становился покладистым, в нем вдруг обнаруживалось столько талантов, что хватило бы на целый артистический коллектив. В её судьбе любовь к педагогике щедро дополнила любовь к дереву. Именно последняя сделала простую сельскую учительницу очень известным человеком не только у себя дома. Специалисты утверждают, что Анна Савельевна Осипкова – единственная в Европе женщина, которая столь совершенно владеет техникой резьбы по дереву. Когда много лет назад фотографии с деревянными фигурками, выполненными руками млынской искусницы, появились в «Известиях» и «Правде», автору полетели письма со всех концов страны. К тому времени уже накопила немалый опыт, суть которого сегодня выражается очень кратко: «Чувствую дерево, вижу в нем образ, знаю, что лишнее и сколько снять».
     Анны Савельевны не оказалось дома. Она с утра ушла в лес по грибы. Но вышла её соседка. Бабушка Галя. Непосредственно и по-доброму она стала рассказывать:
     "Анна у нас спрытная. Пока обернусь, она семь раз вокруг меня обежит. Всё сама делает. Огород сама под лопату вскопает. На крыше шифер - сама. Поленницу дров за один раз сложила, не присев. Весь день по лесу может ходить. Уйдёт рано, приходит затемно, а оттуда ветки несёт на себе. Вроде палка... А вырежет - и такая красивая фигура получится! Целые день топором машет, и лобзик у неё, и стамеска. Сама веранду к дому пристроила. И плетень сама сделала..."
     Соседи на нём детские носочкики сушат!






  С разрешения бабушки Гали мы заглянули в эту веранду-шалашик и вот что увидели.










  Провели нас и на огородик.



  В райцентре Чашники находится музей. Там немало деревянных скульптур, которые Анна Савельевна подарила музею. И вот одна из историй, рассказанных его директором Людмилой Григорьевной.

  «Божья Матерь» — большая, в человеческий рост объемная деревянная скульптура. Когда Осипкова работала над нимбом, он неожиданно треснул, что очень расстроило автора. С одной стороны, даже маленькая помарка могла испортить впечатление от удачного в целом произведения. А с другой — тема–то какая! «Нет, здесь ошибаться и действовать наобум нельзя», — решила резчица. Она как раз собиралась в гости к сыну, который когда–то работал реставратором в Петродворце, и надеялась, что тот обязательно подскажет, как замаскировать злополучную трещину. «Лучше всего вставить внутрь деревянный клинышек и посадить его на клей», — посоветовал профессионал. На том и порешили... Однако когда через неделю Анна Савельевна вернулась домой из России, то обнаружила, что трещина... исчезла сама собой. О ней напоминала лишь еле заметная полоска с обратной стороны нимба. Естественно, что искусная мастерица очень удивилась, но слишком задумываться над причинами произошедшего не стала. «Возможно, сюжет и поспособствовал этому чуду», — предположила она. А через некоторое время, после того как Гродненский музей истории религии проявил желание приобрести некоторые ее работы, мастерица решила большую часть резной коллекции передать родному районному музею. Почему так?
     — Я здесь родилась, жизнь прожила, пусть и мои резные фигуры радуют людей, живущих со мной по соседству, — объясняет Анна Савельевна.
     В Чашниках, к слову, её очень ценят. Говорят, в стране таких больше нигде нет. Резчики–женщины сами по себе - большая редкость, а Осипкова к тому же всегда предпочитала работать с твердыми породами дерева — берёзой, осиной. Мол, они долговечнее остальных. К слову, сюжеты скульптур и скульптурок, среди которых есть даже 3–метровый «Георгий Победоносец», она всегда держала в голове, никаких эскизов на бумаге не делала. Готовые фигуры лаком не покрывала. Лишь однажды попробовала, но убедилась, что это придает произведению искусства «фабричный» вид, убивает его естественность и присущую дереву теплоту, живую ауру. В музее говорят, что посетители готовы рассматривать деревянные скульптуры Осипковой часами. Многие то и дело пытаются дотронуться до них рукой. Хоть понимают, что нельзя, а ничего с собой поделать не могут! Как тот мальчик, который вместе с детсадовской группой пришёл в музей на экскурсию. Осмотр закончился, дети построились на улице, а его нет. Стали искать, заглянули в зал и видят: малыш склонился над женской фигуркой, укрытой опавшими листьями и... гладит ее по головке. Автор фигурки — Анна Осипкова...
     Мы распрощались с Галиной и тронулись в обратный путь, но не могли не остановится у ещё одного домика. Там живёт сестра Анны Савельевны. С её племянницей мы тоже поговорили. И она добавила, что таких людей, дорожащих каждым мгновением свой жизни, она не встречала. В каждом деревенском доме есть подарок от неё. А ещё у племянника дом такой же сказочный.










  Благодаря выпускнице Кащинской школы Ангелине Щербаковой, которая в совершенстве овладела японским языком, в этих краях побывала жительница Фукусимы, Микико Като. Впервые приехала в Беларусь после взрыва на атомной станции в Фукусиме, чтобы познакомиться с белорусским опытом по ликвидации последствий чернобыльской аварии. Микико любит свою страну, но совсем не прочь жить в Беларуси. Нравятся люди, природа, климат, культура. В Новолукомле японку особенно впечатлило озеро. Вместе с Ангелиной побывала в Чашникском историческом музее. Девушку из Фукусимы потрясли работы Анны Савельевны Осипковой. «Деревянные люди у неё ведь как живые, – восхищается Микико, – в Японии ничего подобного не увидишь. Скульптуры у нас обычно – злые духи возле храмов». Вместе с Ангелиной Мимико побывала в гостях у известного мастера, единственной в Европе женщины, столь досконально владеющей искусством резьбы по дереву.

  Вот такое удивительное путешествие и знакомство с талантливым и светлым человеком Анной Савельевной. Ей сейчас 76!!! Мы не увидели её, но услышали людей, которые близки к ней. И столько в их глазах было добра и тепла, когда они говорили о своей дорогой Аннушке!
Tags: Анна Савельевна Осипкова, Беларусь, Новолукомль
Subscribe

Posts from This Journal “Анна Савельевна Осипкова” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments